10 фильмов, которые прошли через производственный ад
06.06.2016 18:01

Снимать кино в действительности не так просто, как иногда нам кажется. Помимо творческого процесса важную роль в процессе играют рациональное планирование и контроль амбиций. Без них даже любой гениальный режиссерский замысел может обернуться катастрофой. Хотя некоторым фильмам, пережившим подобный ужас, это не помешало стать классикой.

Алчность

Режиссер: Эрих фон Штрогейм

«Алчность» признана вершиной творчества великого Эриха фон Штрогейма. Но по причине производственных трудностей зрителю она известна в версии, далекой от изначальной задумки автора. Съемки заняли семь месяцев и проходили преимущественно на натуре, а одной из локаций стала Долина смерти, где температура поднималась до 60°. В итоге большая часть съёмочной группы угодила в больницу, перегревшись. Апогеем злоключений фон Шротгейма стал монтаж.

Первоначально хронометраж фильма составлял 9 часов. Студия требовала сократить фильм, и скрепя сердце, он согласился отрезать от ленты четыре часа. Но студия самостоятельно сократила фильм и вовсе до двух часов. В сердцах режиссер отказался его даже смотреть. Впрочем, радикальные сокращения не помешали «Алчности» стать одним из ключевых фильмов эпохи немого кино.

Волшебник страны Оз

Режиссер: Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Кинг Видор и др.

Тот факт, что «Волшебник страны Оз» стал классикой мирового кино, можно смело назвать чудом, поскольку процесс создания картины происходил в невозможном хаосе. Ключевых моментов было несколько. Во-первых, в кадрах проекта была постоянная текучка. За время производства сменилось два десятка сценаристов и шесть режиссеров. В разгаре съемок выяснилось, что у исполнителя роли Железного дровосека аллергия на грим, так что актера пришлось менять, а его сцены переснимать.

Терьер Терри, «игравший» Тото, оказался совершенно неконтролируемым на площадке. Исполнительницу роли Злой ведьмы Запада едва не сожгли живьем во время одного из дублей. Если добавить ко всему этому несовершенные технологии раннего цветного кино, из-за которых приходилось останавливать камеры через каждые полчаса, получается, что сказочная желтая кирпичная дорога и впрямь пролегала через ад.

Клеопатра

Режиссер: Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук

«Клеопатру» справедливо называют не только одним из самых масштабных фильмов в истории, но и одной из крупнейших производственных катастроф. Значительная часть невероятного бюджета была просто выброшена на ветер. К примеру, декорации, построенные в Великобритании, были глупо заброшены и ни разу не использовались. Притчей во языцех стал и гонорар Элизабет Тейлор.

Не желая сниматься, актриса поставила студии невыполнимое условие — $1 млн. Даже сама Тейлор считала такую сумму неоправданно высокой и признавала, что она несколько обнаглела, продюсеры все же пошли у нее на поводу. Из-за постоянных организационных неурядиц съемки растянулись на три года, а после их завершения режиссеры признали результат «неуклюжим, любительским и второсортным». В итоге прокат не позволил проекту выйти в ноль, а 20th Century Fox едва не разорилась.

Апокалипсис сегодня

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

«Апокалипсис сегодня» сам Коппола метко охарактеризовал так: «Мой фильм — не о Вьетнаме. Он и есть Вьетнам». Действительно, съемочный процесс напоминал борьбу за выживание на фоне военных действий. Вместо планировавшихся пяти месяцев группа работала в джунглях Филиппин полтора года.

К съемкам была привлечена местная армия, которой приходилось параллельно сражаться с сепаратистами. Ситуация усугублялась антисанитарией и непредсказуемыми погодными условиями, из-за которых неоднократно разрушались декорации. Особой проблемой были капризы Марлона Брандо. Но, несмотря на все это, сам Коппола не раз говорил: «Причина того, что группа едва не сошла с ума, была совсем в другом. У нас было слишком много денег и слишком много оборудования».

Врата рая

Режиссер: Майкл Чимино

Производство этого фильма, как и в случае выше, обернулось адом из-за слишком больших возможностей и режиссерских амбиций. Но, в отличие от картины Копполы, «Врата рая» не только не имели успеха, но и похоронили репутацию Майкла Чимино, студию United Artists, а затем и всю эпоху «нового Голливуда». Режиссер так желал воссоздать атмосферу второй половины XIX века, что придирался к каждой детали.

Он переносил смены, снимал по 50 дублей какой-нибудь мелочи, днями напролет ждал, пока на небе не появятся облака необходимой формы, и в итоге растянул съемки на целый год. Материала набралось на 220 часов, из которых Чимино сделал пятичасовую версию. Студия урезала ее еще до трех с половиной часов. Однако зрителей для этого шедевра почти не нашлось, и всего через неделю ленту сняли с проката.

Фицкарральдо

Режиссер: Вернер Херцог

По сюжету предприниматель-авантюрист, сплавляясь на пароходе по Амазонке, решает перетащить корабль из одной реки в другую через гору. Херцог решил не мелочиться и не заморачиваться с макетами и комбинированными съемками, посчитав, что это будет выглядеть недостаточно натурально.

Он последовал примеру своего героя и на самом деле перетащил 320-тонное судно по суше. Пожалуй, на фоне этого чудачества повальная дизентерия, затянутые съемки, раздутый бюджет и конфликты режиссера с актерами кажутся уже не столь ужасающими моментами.

Бездна

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Сложности в производстве этого хита для Джеймса Кэмерона были связаны с большим количеством подводных сцен. Кэмерон решил снимать свое творение на недостроенной атомной электростанции, превращенной в гигантскую подводную съемочную площадку. Из-за технических проблем работа растянулась на шесть месяцев и двигалась крайне медленно.

Иногда за целую смену операторам удавалось снять всего несколько кадров. Актерам и группе приходилось работать по 10-14 часов, из которых не меньше пяти часов они проводили под водой. Вот почему то, что Эд Харрис и Мэри Элизабет Мастрантонио на этих съемках получили психические расстройства, не особенно удивляет.

Водный мир

Режиссер: Кевин Рейнольдс

Производственные трудности этой картины тоже были связаны с водой. 80% фильма сделано в открытом океане. Сами по себе съемки на воде и без того всегда осложнены затрудненной логистикой, волнами, постоянным изменением погоды и ограничениями при выборе точки съемки, поскольку в кадр попадает или земля, или группа, или постороннее судно.

А тут еще и горбатые киты повадились приплывать к кинематографистам в гости и мешать. В довершение всех бед фильм, превысивший бюджет на 170 миллионов долларов, прямо накануне премьеры украли и размножили на видеокассетах пираты.

Одинокий рейнджер

Режиссер: Гор Вербински

От этого проекта продюсеры ждали успеха, не меньшего, чем у «Пиратов Карибского моря». Но в действительности он обернулся производственной катастрофой и оглушительным кассовым провалом. Процесс не заладился еще в начале 2000-х годов. Менялись сценаристы, режиссеры, была какая-то путаница с правами, а завышенный бюджет вызывал у продюсеров недоумение.

Масштабные съемки с настоящими поездами осложнились лесными пожарами и вспышкой ветрянки, а под конец и вовсе омрачились гибелью одного из членов группы. В прокате многострадальную картину ждали лишь шквал критики и отсутствие интереса у зрителя.

Трудно быть Богом

Режиссер: Алексей Герман

Последняя картина Алексея Германа — главный долгострой в новейшей истории отечественного кино. Проект был задуман в конце 60-х, но до съемок дело дошло лишь в 2000-м году. На протяжении шести лет группа работала между Санкт-Петербургом и Чехией, где было обустроено пять замков. Съемки затягивал и своеобразный метод работы Германа: каждому кадру предшествовали дни, а то и недели репетиций. Причем они отличались от съемок лишь выключенной камерой.

Постпродакшн занял столько же времени, сколько и съемочный период из-за дотошной работы со звуком и проблем со здоровьем режиссера. До финальной точки в проекте Герман не дожил, но поскольку оставались лишь «технические доделки», ленту удалось завершить уже без его участия.