Что случилось под Широкино: Почему украинские морпехи убивают друг друга
22.02.2018 07:45

Идеальных, не сотрясаемых проблемами армий в мире, как известно, не существует. Даже в сильнейшей армии планеты - американских вооруженных силах - порой случается такое, что на голову не налезает. Однако там к этому вопросу научились относиться не то чтобы философски, но максимально рационально. А тема неуставных отношений даже в культуре получила прямое отражение благодаря как минимум Стэнли Кубрику и Оливеру Стоуну. Но одно дело – американцы, а другое – украинцы, вынужденные воевать на собственной территории против соседей-захватчиков.

Расстрел четверых солдат двумя их сослуживцами в тылу недалеко от печально известного поселка Широкино, приключившийся на этой неделе, наделал шуму. За четыре года на Донбассе случалось всякое – и по своим могли стрельнуть по ошибке, и провиант разворовать, и попасться на пьянке. Но такого еще не происходило. Одно пророссийское издание ехидно и не без удовольствия отметило, что «дедовщина возвращается в украинскую армию». Как и бывает с русскими СМИ, это вранье. На самом деле, дедовщина не возвращается, поскольку никуда не девалась, но до этого момента наличие подобного конфликта интересов не было такой насущной проблемой, как другие.

Известных общественности обстоятельств набралось немного. Шестеро морских пехотинцев, среди которых двое новобранцев, временно расквартированные в бывшем пансионате в Бердянском, решили скрасить себе вечер при помощи горячительных напитков. Разумеется, стаканом-другим дело не ограничилось. Слово за слово, и вот «салаги» уже расстреливают «дедов» из автоматов Калашникова. А затем, пытаясь скрыть следы преступления, поджигают домик, в котором все якобы происходило.

Дальше начинаются вопросы без ответов и сомнения. Во-первых, некоторые источники утверждают, что убийство случилось не под Широкино, а непосредственно в Бердянском, в расположении части. Но этой версии как-то не соответствует близкое к нулю число очевидцев. Во-вторых, неизвестна точная причина конфликта. До попадания на войну убийцы и убитые с вероятностью 99,9% даже знакомы не были и проживали в разных областях Украины. Отталкиваться, конечно, приходится от дедовщины, но не удивляйтесь, если здесь появятся новости о каких-то иных трениях.

В-третьих, народ на «гражданке» не на шутку обеспокоился психоэмоциональным состоянием солдат. Ведь на неделе это уже второе громкое происшествие, в котором в качестве провинившихся выступили участники АТО. Но убийство Руслана Юрченко случилось далеко от линии фронта, и там умный адвокат действительно сможет сыграть на состоянии аффекта или временном помешательстве. Здесь же все было иначе. По крайней мере, если верить обнародованным уликам. Идеальные выстрелы в голову каждому из четырех убитых могли оказаться идеальными и по чистой случайности. Зато попытка прибраться за собой во избежание сурового наказания прямо намекает: преступники были хоть и «под мухой», но вполне в своем уме.

Впрочем, главной бедой здесь оказалось не жестокое преступление и открытое дело по статье 115 (умышленное убийство по предварительному сговору), а реакция командования. Такое ощущение, что штаб АТО и министерство обороны в целом, как минимум, попытались замять историю, если бы гражданские не разнесли компрометирующую информацию по принципу сарафанного радио. В ведомстве под руководством Степана Полторака предпочитают утверждать, что неуставных отношений в реформированной армии не существует. Управление полиции в Донецкой области в ответ на все расспросы заявляет, что какие-либо комментарии нарушат тайну следствия. Да, конечно, только скрывать там уже нечего, похоже.

Особенно забавным кажется поведение Анатолия Матиоса. Главный военный прокурор страны в подобных случаях обычно картинно рвется в авангард, обещая покарать мыслимое и немыслимое зло. Но тут главный шоумен от прокуратуры ведет себя тише воды да ниже травы. Почему? Да потому, что на сей раз работать надо, вкладывая в расследование душу и сердце, а не таращиться в камеры, объявляя себя заслуженным комиссаром Каттани всея Руси. И такого грандиозного пиара на ровном месте, как в случае с убийством Бузины или делом Олейника, тут не нарисуется. Ведь среди украинцев найдется немало тех, кто будет сочувствовать будущим подсудимым. Сколько из тех, кто в мирные времена проходил срочную службу, вынуждены были терпеть издевательства от старослужащих? А сколько хотели поступить так, как поступил в итоге главный герой подзабытого фильма «Кислородное голодание»?.

Если уж возвращаться к теме западных стандартов, то в той же Америке рано или поздно то ли министр обороны, то ли министр ВМС (не забывайте, речь ведь о морпехах), а то и вовсе президент созвал бы пресс-конференцию, в ходе которой однозначно признал бы наличие проблем в армии или на флоте. Американцы любят, когда им говорят правду, если уж одна первая леди как-то стала любимицей нации, открыто признавшись в зависимости от алкоголя.

А у нас подобные истории предпочитают стыдливо прятать в дальний угол антресоли. Если большой начальник сказал, что дедовщины нет, то официально ее нет. Плевать, что демобилизовавшиеся по возвращению домой приносят совсем иные истории и вести.

Одно и то же каждый божий день, в общем.

Виталий Могилевский, Без Табу