Как брали бункер Масхадова
14.03.2005 09:56
Версии, домыслы и предположения, которые в первые дни окружали смерть лидера чеченских сепаратистов, могли развеять только те люди, которые лично участвовали в захвате убежища Масхадова. Им - слово. По понятным причинам назвать их имена мы не можем.

К операции в Толстой-Юрте готовились недолго. Кто может находиться в поселке - сам Масхадов либо его ближайшее окружение, - известно не было. Однако предполагали, что в момент операции бандиты могут не только оказать сопротивление, но и попросить помощи извне. Поэтому в обстановке строжайшей тайны, не привлекая для поддержки даже коллег из других силовых ведомств, в Чечню был переброшен весь состав Центра специального назначения ФСБ России (создан в 1998 году, в него вошли отряды «Альфа» и «Вымпел»). 8 марта сотрудники ЦСН в одночасье заблокировали значительный сектор поселка. Поскольку на подозрении было несколько домов, в них начали проверку паспортного режима.

«Мирный» сварщик оборудовал под домом целый схрон

Семейство Юсуповых в связях с боевиками замечено не было. Хозяин работал сварщиком в местном ЖКХ, дочь и жена сидели дома. Однако в момент проверки документов там же находился мужчина, который не мог внятно объяснить свое присутствие в доме. Проверив паспорта, стали осматривать помещение. В корзине для мусора оперативники обнаружили клочки писем, вернее, боевых донесений на имя Масхадова. За диваном - явно впопыхах запрятанный туда ноутбук (когда его быстро вскрыли, стало ясно, что он не принадлежит хозяевам). В ванной комнате опытный глаз заметил седые волосы и кусочки седой щетины на бритве - при том, что в семье Юсуповых седых нет. В холодильнике оказался такой запас мяса и других продуктов, что троим едокам с ним долго не управиться. Однако глава семьи молчал. По косвенным признакам оперативные работники поняли: под домом есть подвал либо схрон, хотя система вентиляции была искусно скрыта. Служебная собака, которую привели в дом, учуяла и показала проводнику: внизу притаились люди.


Нашли замаскированный вход в подвал: вертикальная шахта размером 70 на 70 сантиметров, причем сделанная так, что спуститься по ступенькам можно только «спиной». Так входы в «мирные» подвалы не устраивают: ползешь по узкому лазу задом, а потом на карачках. По всему выходило, что между первой и второй чеченской, когда рыли это убежище, готовили его не для того, чтобы было удобно приспособить нижнее помещение под бытовые, семейные нужды.

Громко и внятно затаившимся внизу предложили сдаваться. Тут хозяин дома впервые подал голос: «Те, кто там находится, ни при каких обстоятельствах сдаваться не будут!» Больше ничего не сказал.

Между тем специалисты осмотрели здание и поняли: в нижнее помещение невозможно пустить газ - его мгновенно вытянет продуманная система вентиляции. Отправлять в лаз офицеров ЦСН - значит, спиной, по одному подставлять их под очереди, а затем вытаскивать труп за трупом. Оставалось либо разрушить весь дом пособника бандитов Юсупова, а потом раскапывать бункер, либо так называемым «накладным зарядом» вскрыть его. Выбрали второй вариант. Кстати, бункер был сработан намного крепче, чем сам дом: при взрыве обрушилась часть стен и крыши. Вход в схрон завалило. Чтобы понять, что происходит внутри, оперативники опустили вниз «зонд»: увидели, что прямо на пороге бункера лежит тело мужчины в синей то ли майке, то ли рубашке, однако его лицо рассмотреть было невозможно.

Почему погиб только Масхадов?

Тут подали голос остававшиеся внизу боевики (потом выяснится, что это помощник Масхадова и его племянник Висхан). Первым вылез помощник Мурдашев: он-то и сказал, что Масхадов внизу. На вопрос: жив ли тот? - ответил: «По-моему, нет. Последнее, что видел перед тем, как потерять сознание, что он лежит без движения».

Висхану велели обвязать ноги лежащего веревкой и тащить его наверх. Именно по ходу подъема синяя майка, которая была на Масхадове в момент смерти, задерется, повиснет на откинутых назад руках, обнажив торс. Когда труп вытянули наверх и положили на пол, под головой натекла огромная лужа крови - из ушей.

Как получилось, что погиб только Масхадов? Выяснилось, что он стоял рядом с лазом и именно на него в замкнутом пространстве пришлась ударная волна. А два его ближайших сподвижника стояли за бетонным уступом (помещение под домом было сделано в форме буквы «Г»), поэтому практически не пострадали.

Что представлял собой бункер? Помещение с толстыми бетонными стенами, отоплением, с холодильником и телевизором. Когда Юсупов заговорил, выяснилось: Масхадов со своими бандитами заехал туда еще в прошлом октябре и намеревался просидеть до начала весны. Более того, в ноябре в этот бункер к нему приезжал Басаев. Все эти месяцы Масхадов жил, ел, спал в бункере. Отсыпался днем, продумывал свои «руководящие указания» террористам все больше по ночам.

В момент смерти у Масхадова по расписанию был сон

Перевод с чеченского и арабского

Витур Ламаз - утренний намаз.
Сураш - молитва с четками.
Зикр - религиозный танец, восхваление Аллаха (большой круг).
Къорлан дешир - изучение Корана.
Гжуз (либо Iдуз, правильнее - Джуз) - приписания к Корану (что-то вроде Евангелия, пониже рангом - хрестоматия, учебник с молитвами), далее указание конкретной главы.
Аърбой мотт - арабский язык.
Ламаз - намаз.
Тахажат, Тасбихь, Мулк - разновидности исламских молитв.
Дагалецамаш - воспоминания, в данном случае (с 4.00 до 5.00, перед подъемом) употребляется в значении некоей психологической подготовки, «самозомбирования» - воины Аллаха вспоминают погибших и беды, причиненные федералами Ичкерии. Либо это работа над своими записками или даже мемуарами.
ДаIватиш кочам - возможно, окончание занятий.

По заключению переводчика используется «литературный» чеченский, редко употребляемый в разговорной речи. Автором вполне мог быть араб.

Архив еще многое расскажет

В помещении были найдены не только взрывчатка, оружие, «пояс шахида», но и, видимо, уникальный личный архив лидера чеченских сепаратистов: в нем боевые донесения, переписка и, возможно, записи, касающиеся стратегического и тактического планирования. Впрочем, это предварительные предположения: специалисты будут изучать все пять обнаруженных в бункере ноутбуков и несколько коробок с носителями информации. Любопытно, что отыскался даже личный «распорядок дня» Масхадова: час в день он неизменно проводил за просмотром итоговой новостной телепрограммы.
Елена Овчаренко
"Комсомольская правда"