Нелегкая охота
24.05.2005 20:02
Он был легендарным лидером джихада, который проповедовал священную войну, пользовался огромным влиянием и был организатором терактов, унесших тысячи жизней. Войска Британской империи в 1930-х и 1940-х годах охотились за ним, но Мирза Али Хан просто исчез в районе, который сегодня называется пакистанским племенным регионом. Поиски Хана, которого британцы называли факиром из Ипи, теряли интенсивность по мере того, как проходили десятилетия и у людей пропадал интерес. "Факира так и не поймали, – говорит пакистанский ученый Хусейн Хакаани. – Говорят, что он умер своей смертью в 1960 году".

Может быть, это судьба и Усамы бен Ладена? Приближается четвертая годовщина терактов 11 сентября, и некоторые критики опасаются, что бен Ладену тоже удастся скрыться в тумане истории, если американская политика – и удача – не изменится. "Наши группы не достигают результатов", – говорит Гари Шроэн, кавалер многих наград, бывший офицер ЦРУ, который курировал операции в регионе до августа 2001 года и продолжает работать в ЦРУ по контракту (он был в Пакистане в марте).

Как выяснили британцы, горы Вазиристана с множеством пещер, где, по мнению многих, находится бен Ладен, для военных являются невообразимо трудным ландшафтом. "Это регион, где можно оставаться очень долго, если население не хочет, чтобы тебя поймали, – говорит Хаккани, бывший дипломат, в настоящее время работающий в Фонде Карнеги в Вашингтоне. – Даже при нынешних шпионских технологиях бен Ладен может повторить судьбу Факира из Ипи".

На прошлой неделе министр иностранных дел Пакистана Хуршид Касури заявил журналистам, что, по его мнению, бен Ладен пустился в бега после поимки в мае Абу Фараджа аль-Либби, которого считают третьим человеком в "Аль-Каиде". Но Шроэн говорит, что пакистанцы и администрация Буша излишне уверены в том, что арест аль-Либби выведет сотни спецназовцев, сотрудников ЦРУ, ФБР и других антитеррористических структур, находящихся в Пакистане и Афганистане, на главаря "Аль-Каиды".

Нет никаких свидетельств того, что сообщение об аль-Либби вызвало панику в окружении бен Ладена. В интервью Newsweek два оперативника "Талибана", слова которых невозможно подвергнуть объективной проверке, заявили, что бен Ладен уже больше года находится на секретной, хорошо охраняемой базе у границы между Афганистаном и Пакистаном. Один источник ссылается на телохранителей бен Ладена, а другой – на людей, поддерживающих с ним контакт. По их словам, встречи лидера даже с доверенными советниками происходят за пределами базы. "Смысл в том, чтобы держать всех, даже доверенных людей, в неведении по поводу его местонахождения", говорит представитель "Талибана", военная кличка которого Али Хаил. Близость аль-Либби к бен Ладену преувеличена, отметил он. (Хаил, командовавший моджахедами в период советской войны в Афганистане, а сегодня занимающийся пропагандой и оперативной работой в "Талибане", утверждает, что поддерживает связь с лагерем бен Ладена.) С ним согласен бывший офицер разведки "Талибана", который сегодня представляет остатки разведывательной сети свергнутого режима фундаменталистов: "Либби знает не так много, чтобы представлять угрозу для бен Ладена".

Сегодня главной защитой бен Ладена, возможно, является легенда о нем, считает Шроэн. Президент Пакистана Первез Мушарраф боится реакции исламистов, которая может последовать за арестом человека, считающегося в некоторых районах Южной и Центральной Азии и Ближнего Востока мусульманским Робин Гудом. Но пакистанский лидер готов отдать менее значимых людей, таких, как аль-Либби, которого подозревают в причастности к двум покушениям на Мушаррафа, но который не так популярен в пакистанском обществе.

По мнению Шроэна, это подтверждается тем, что пакистанцам понадобилось пять месяцев на то, чтобы развернуть операцию против аль-Либби после того, как американцы сообщили им о местонахождении члена "Аль-Каиды", не назвав его имя. Шроэн полагает, что пакистанцы начали действовать лишь после того, как удостоверились, что это не бен Ладен.

"Мы передали им информацию о Либби в декабре, – говорит Шроэн. – Они не хотели ничего предпринимать". Представитель Пакистана отрицает это. "Пакистан вовсе не тянул пять месяцев, – говорит пресс-секретарь пакистанской армии генерал-майор Шаукат Султан. – Как только информация была проверена, Пакистан немедленно начал действовать".

Шроэн полагает, что лишь после "закулисного подслащивания пилюли", включая обещание истребителей F-16, аль-Либби был схвачен в приграничном городе. "Для пакистанцев ситуация была беспроигрышной, – говорит Шроэн. – На игровом поле появился злодей, и никто в Пакистане не знает, кто он такой". Пресс-секретарь ЦРУ Дженифер Миллервайз отказалась комментировать слова Шроэна.

Новые свидетельства того, что охота на бен Ладена замедляется, появились в апреле. Генерал-лейтенант Дэвид Барно, покидающий пост командующего американскими силами в Афганистане, заявил журналистам, что планируется "весеннее наступление". Но генерал Сафдар Хусейн, командующий пакистанскими войсками в племенном регионе, позже назвал наступление "плодом воображения" Барно.

Шроэн говорит, что, насколько ему известно, в настоящий момент пакистанцы не ведут серьезной охоты за бен Ладеном. Американцы верны своему обещанию не пересекать границу Пакистана. Между тем пакистанская армия, после кровопролитных боев в Южном Вазиристане год назад, прекратила наступательные операции в обмен на обещание племен не поддерживать "Аль-Каиду" и не содействовать атакам на Афганистан и в самом Пакистане.

По мнению отставного генерала пакистанской армии Талата Масуда, утверждения, что за бен Ладеном не охотятся, неточны. Но Масуд и другие хорошо осведомленные пакистанцы говорят, что Мушарраф, стремясь обезопасить себя, возможно, будет отрицать какую-либо причастность Пакистана в случае поимки или смерти бен Ладена, так как лидер "Аль-Каиды" очень популярен.

По мнению Шроэна и других представителей разведки, чтобы поймать бен Ладена, Вашингтон должен сначала пополнить силы ЦРУ и других структур, истощенные Ираком. Затем необходимы серьезные дипломатические усилия, чтобы заставить пакистанское правительство и армию "нынешним летом не сидеть сложа руки", заявил Шроэн.

На прошлой неделе министр обороны Дональд Рамсфельд на вопрос, достигнут ли прогресс в охоте на бен Ладена, ответил: "Когда вы за кем-то охотитесь и не нашли его, вы его не нашли". В точности ему не откажешь. Но то же самое говорили британцы о Факире из Ипи.