М. Курочкин: «Я инициирую создание "Фонда пострадавших от Луценко"»
26.09.2006 18:01
…российским бизнесменом Максимом Борисовичем Курочкиным. Отвечая на вопросы читателей, он рассказал, почему он потерял интерес к бизнесу в Украине, за что поддерживал Наталью Витренко, как прийти в Европу и о многом другом.

Сергей: – Как вы думаете, может Россия в ответ на просьбы о дешевом газе Украины предложить вернуть Крым?

М. Курочкин: – Нет. Я думаю, это невозможно, а вот предложение о создании совместного украино-российско-германского консорциума с внесением туда украинских трубопроводных сетей – было бы вполне нормальным предложением. И не нужно говорить, что в этом случае Украина что-то теряет. Конечному потребителю, будь то юридическое лицо или гражданин, на самом деле все равно, кому принадлежат трубы, поскольку сами они к ним отношение имеют довольно-таки опосредованное. А фактическая цена за газ, наоборот, имеет конкретное житейское значение.

dr_0: – Правда ли, что вы финансировали избирательную кампанию блока Витренко?

М. Курочкин: – Дело в том, как я уже неоднократно заявлял ранее, на этих выборах я не финансировал ни одну из политических партий, участвовавших на парламентских выборах. Ни ПСПУ, ни партию «Русь», ни блок «Народная оппозиция» вообще. Тем не менее, я поддерживал на последних президентских выборах В.Ф. Януковича, не материально, заметьте, и не его как личность, а ту платформу, с которой он шел на выборы – Единое Экономическое Пространство, внеблоковый статус Украины, русский язык – второй государственный.

А на парламентских выборах именно «Народная оппозиция» шла со всеми этими лозунгами, которые мне, как гражданину России, близки и понятны. Действительно, так сложилось, что многие мои друзья, бывшие мои сотрудники по работе в Украине были представлены в Политсовете партии «Русь» и, соответственно, в списках блока «Народная оппозиция» в Верховную Раду и на выборах в местные советы, поэтому в данном случае все это носило еще и личностный характер. Со слов самой Натальи Михайловны, в ее интервью в мае месяце, говорилось, что именно партия «Русь» обеспечивала финансирование блока в Верховную Раду.

Естественно, я следил за этой избирательной кампанией и переживал за нее. И по ее результатам сделал очень странные выводы, что блок «Народная оппозиция» представлен во всех областных советах Юго-Востока, а также в Сумах и Житомире, что по своему количественному представительству опережает коммунистов и приблизительно равен социалистам. Чего, кстати, ПСПУ самостоятельно не добивалась ни разу за всю историю ее существования. Отсюда можно сделать вывод, что «Русь» все-таки принесла пользу.

Александр: – А можно ли русским общественным организациям рссчитывать на какую-либо поддержку? Или все они на Украине брошены на произвол судьбы? И если да, то как с Вами связаться?

М. Курочкин: – Конечно, можно. Я думаю, что еще до Нового года на Украине восстановит свою работу «Российский клуб», а информацию, как с нами связаться, найдете на нашем сайте в Интернете, который скоро появится.

Игорь Бондаренко, телеканал НТН (Киев): – Господин Курочкин, почему именно сейчас вы решили рассказать про финансирование Витренко на выборах? Если еще недавно вы отрицали подобный факт. По слухам, ваши сегодняшние откровения связаны с недоброжелательными высказываниями госпожи Витренко в адрес Виктора Януковича. Подтвердите или опровергните эти слухи. Спасибо за ответ.

М. Курочкин: – Повторюсь, насчет финансирования я уже ответил, что мои слова просто неправильно интерпретировали. А что касается высказываний Натальи Михайловны относительно политики Партии регионов, то я считаю, что ее мнение ошибочно, а Янукович всему миру показал в Брюсселе: он собирается выполнить свои предвыборные обещания перед избирателями. Несмотря на какое-либо давление на него с любых сторон. Мы все это видели по телевизору – и вы, и я тоже.

алекс: – Почему вы считаете, что Витренко «не пустили в парламент»? Вы на чем основывались, когда делали такое заявление?

М. Курочкин: – Если взять результаты выборов в областные советы, представить себе, что это выборы в Верховную Раду и на основании этих цифр представить общий процент по стране, то у блока «Народная оппозиция» получается чуть более 5%. Отсюда вопрос, как, имея блок, представленный харизматическим лидером, которого знает вся страна, не имеющий сильных региональных отделений, набрал в облсоветах по стране более 5%, а на выборах в Верховную Раду не смог донабрать 0,07% до необходимых 3%?

Что такое харизматичный лидер для партии – это когда за тебя больше голосуют именно по общенациональному списку, а не в местные советы, куда все-таки обычно стремятся выбрать своих, региональных, представителей. Почему блоку, который недобрал 0,07%, вопреки мировому и европейскому избирательному опыту, не дали пересчитать голоса, несмотря на решение ряда судов?

Студент: – Скажите, вы знакомы с оксфордским иммигрантом новой волны Олегом Юриным – киеворусским теоретиком и апологетом Наталии Витренко? Наполнение коробок «из-под ксерокса» от вас или лично от г. Юрина?

М. Курочкин: – Нет, не знаком.

Никита Фролов: – Бытует мнение, что нет честно заработанных капиталов. А что Вы думаете по этому поводу?

М. Курочкин: – А что вы думаете про Билла Гейтса, Никита? Ваше мнение – он честно заработал или нет?

инга: – В интервью «Комсомольской правде в Украине» Вы рассказали, ради чего был создан «Российский клуб». Но ведь «в детстве читали одни и те же книжки, слушали одни и те же сказки, говорили на одном языке» не только в России и Украине. В других бывших советских республиках не пробовали работать?

М. Курочкин: – Пробовали. Успешно. Вы могли узнать об этом из газет.

Куценко: – Кто на вас покушался и почему так неудачно?

М. Курочкин: – Этот вопрос я переадресую г-ну Луценко. Который вместо того, чтобы заниматься работой, занимается болтовней.

Mersedes_CLK: – Проигрыш «Народной оппозиции» на выборах – это чей провал и поражение? Ваше, Натальи Михайловны, украинского народа, россиян или еще кого? Кто несет ответственность за то, что блок Наталии Витренко «Народная оппозиция» не прошел в украинский парламент?

М. Курочкин: – Я считаю это полным и личным провалом для президента Ющенко, позиционирующего себя как либерального и западного политика, как демократа… Давайте вспомним, что такое «демократия»? Демократия – это разделение властей. На исполнительную, законодательную и судебную. Неподчинение этих властей одной другой, их непересечение и выборность этих властей открыта и подконтрольна обществу.

Изначально, выбирая курс на евроатлантическую интеграцию и входя в антагонизм с РФ, Ющенко обрекал себя и страну на экономический провал. Что он предлагал людям взамен? Либеральные свободы. Что же мы видим? Что, по сути, он ничем не отличается от Кучмы, которого так явно критиковал и который в свое время точно так же не пустил Витренко в парламент, с менее серьезным результатом. Но, извините, при Кучме – во время премьерства Януковича – экономический рост составил 13%, это самый большой рост в мире. А у Ющенко фиаско с обеих сторон – Ющенко потерял основное, свою идеологическую платформу, а экономическую он потерял уже давно, изначально.

И, кроме того, при Кучме не было таких политических процессов и откровенных репрессий – вспомним, при нем себя прекрасно чувствовали и Порошенко, и Мартыненко, и Жвания, и Червоненко... Сам Ющенко, в конце концов.

Аркадий: – Какова дальнейшая судьба партии «Русь»? Планируете ли Вы и дальше ее финансировать или она вернется в небытие?

М. Курочкин: – Я никогда не финансировал партию «Русь», но, насколько я знаю тех людей, которые стоят в ее руководстве, в небытие она не уйдет точно. Можете даже не сомневаться.

Маша: – Максим, почему вы лично против того, чтобы Украина шла в Европу?

М. Курочкин: – Сама постановка этого вопроса меня всегда умиляла. Пойти в Европу можно тремя путями – пойти туда на танках, но этот вопрос, кроме клиентов дурдома и американцев (которые именно так и вошли в Югославию), нигде всерьез не поднимается. Второй путь – можно приехать туда гастарбайтером на неквалифицированную низкооплачиваемую, по европейским меркам, работу. И третий вариант – поднять уровень жизни в своей стране до европейского.

Про танки я уже сказал, это не обсуждается. Также я думаю, что не будет счастлив кандидат наук из города Львова, который в период кризиса бросил свою кафедру и поехал работать ассенизатором в Польшу, потому что ему надо кормить семью. И пусть он при этом зарабатывает в два-три раза больше, чем у себя на кафедре.

А вот третий путь – единственно правильный, который удовлетворил бы абсолютное большинство населения Украины. Но, естественно, он невозможен без помощи Российской Федерации, так уж сложилось. Переоснащение производства на менее энергозатратное – металлургическая промышленность, оборонная промышленность, химическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство – займет немало времени. И это время Украине может дать только Россия и никто другой. Но как уже показал последний год, Россия без Украины прожить сможет – да, это будет тяжело, но она проживет. А украинская экономика без российской энергетики просто погибнет.

Необходимо создание Единого Экономического Пространства в рамках ЕврАЗЭС. А вот после этого можно и вспомнить предвыборный лозунг Натальи Михайловны – поднятие доли заработной платы в себестоимости продукции. Потому что то, что происходит с долей зарплаты на Украине в данный момент – о чем неоднократно говорила Витренко в ходе избирательной кампании и что нашло отклик в сердцах украинских избирателей, – это то же самое, что и в беднейших странах мира, Африке, Латинской Америке.

Менее 10% в доле зарплаты в себестоимости – это унижение трудящихся. И только выведя экономику на снижение энергозатрат, подняв долю зарплаты в себестоимости продукции до 30% – только так можно приблизиться к европейскому уровню жизни. Это и собирается сделать правительство Януковича, без лозунгов и обещаний. Но это не год и не два, это поступательная перемена.

Кирилл: – Максим, нашел тут старенькую новость (за март этого года) о том, что ваша супруга Анна тусовалась с дочерью Ющенко Виталиной на съемках программы «Игры патриотов». Они что, подруги?

М. Курочкин: – Моя жена действительно принимала участие в проекте «Игры патриотов», а сама программа мне очень понравилась. По-моему, получился просто блестящий проект «Интера» и Первого канала.

спокойный_эксперт: – Максим Борисович, а почему вас называют «Максом Бешеным»? В вашем прошлом есть поступки, которые, по вашему мнению, могли бы вам создать такую репутацию?

М. Курочкин: – «Максом Бешеным» меня называет исключительно министр внутренних дел Украины Юрий Витальевич Луценко и сотрудники медиа-холдинга олигарха Игоря Коломойского. На самом деле, достаточно просто сделать человека бандитом, особенно когда на обвинения некому отвечать. Я родился в Москве, в семье дипломата, в юности профессионально занимался дзюдо – стал мастером спорта, неоднократный чемпион столицы. Закончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова.

С правоохранительными органами России сталкивался два раза в жизни – первый раз за драку, сразу после армии. Я ехал в универ и обрызгал нескольких молодых людей, стоящих на обочине. Они пили пиво и решили проучить наглого второкурсника – как вы понимаете, не получилось. Дело было закрыто как необходимая самооборона. Второй раз я столкнулся с милицией, когда начал заниматься бизнесом в начале девяностых – меня пытались обвинить в даче взятки и требовали дать показания на чиновника. Тогда, в общем-то, всех предпринимателей обвиняли в даче взяток, а чиновников в их получении. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Больше никаких встреч с милицией у меня не было.

Голова_mad: – Если вы ни от кого не прячетесь, то как с вами можно связаться? Хотя бы обычным журналистам, чтобы взять комментарий.

М. Курочкин: – Я с удовольствием отвечу на все вопросы украинских журналистов. Оставляйте ваши контактные телефоны, можно прямо в режиме этой конференции, и я свяжусь с вами в ближайшее время.

Игорь Бондаренко, телеканал НТН (Киев): – Господин Курочкин, вы так и не ответили на вопрос: почему именно сейчас разгорелась шумиха вокруг Витренко и вашей фамилии. Почему именно сейчас ваши интервью активно появляются в прессе и проводятся пресс-конференции (к сожалению, интернет)?

М. Курочкин: – Дорогой Игорь, прочитайте внимательно мое интервью «Комсомолке» – там вы найдете ответ на свой вопрос.

Нарик: – Знакомы ли вы с господином Бабаковым? Дайте, пожалуйста, ему характеристику?

М. Курочкин: – Да, знаком. Он преподавал у меня в университете политэкономику. Преподаватель был хороший. В начале девяностых создали с ним фирму «БАВАС», потом взяли в управление рынок «Лужники». Впоследствии он и три наших компаньона через фирму «ИВЕНТА», принадлежащую нам, финансировали строительство двух пятизвездочных отелей на Украине – киевского «Премьер-паласа» и ялтинской «Ореанды». Техническое руководство этими гостиницами осуществлял я, будучи председателем наблюдательных советов. Через другую иностранную фирму мы инвестировали в энергетический бизнес Украины…

В данный момент я заканчиваю написание книжки, скоро она выйдет, в которой я подробно описываю жизнь мою, Бабакова, наших партнеров – с 1989 года по наше время. Так что детально прочитаете там. А вообще про Александра Михайловича могу сказать, что он хороший человек, честный и принципиальный. Сегодня вечером я буду болеть за клуб ЦСКА.

Днепропетровец: – Прокомментируете историю про ваш рынок «Озерка» и про Коломойского, который вам его не отдает?

М. Курочкин: – Я его купил за десять миллионов на открытом аукционе у государства, а Игорь просто решил украсть его – сначала у государства, потом у меня, потом у еще одного российского бизнесмена Владимира Воробьева, которому я «Озерку» продал. «Озерку» я купил за 10 миллионов долларов, инвестировал в нее еще 5. Вообще, это единственный рынок на Украине, проданный за такие деньги. Игорь же мне предлагал, через одного из моих партнеров, в начале 2004 года – рынок украсть, снести и на этом месте просто построить жилые дома.

Насколько я понимаю, с этим желанием г-н Коломойский не расстался до сих пор – рынки не очень по его профилю, а вот по строительству он как раз специализируется, поэтому 6 гектаров земли в центре Днепропетровска для него весьма и весьма заманчивы. Дальше события развивались следующим образом. Я с августа 2004 года занялся «Российским клубом», в ноябре на меня было совершено покушение, был тяжело ранен один из сотрудников моей охраны – а в декабре возбудили уголовные дела, которые потом 1,5 года не могут получить на руки ни мои адвокаты, ни даже Генпрокуратура России.

Я вынужден был вернуться в Россию и, приехав в Москву, с удивлением узнал, что я больше на Украине не Максим Курочкин, а «Макс Бешеный». Поняв, что бизнес в «оранжевой» Украине при этой обстановке мне неинтересен, я перепродал «Озерку» за номинальную стоимость российскому бизнесмену Владимиру Воробьеву. Не проходит и месяца, как структура, подконтрольная Коломойскому, захватывает этот рынок. При этом деньги в госбюджет были перечислены, инвестиционные обязательства выполнены, все суды в Украине, включая два решения Верховного суда Украины, подтвердили мою правоту, и, в частности, сейчас, рассказывая об этой ситуации, я выполняю свой моральный долг перед Воробьевым, которому должен быть возвращен рынок. Я буду добиваться, чтобы по отношению к таким рейдерам, как Коломойский, наше государство, Россия, поступало соответствующим образом.

ЮВ: – Министр Луценко обещал вас посадить в тюрьму уже в ближайшее время и передать российской Генпрокуратуре доказательства вашей вины, достаточные для экстрадиции.

М. Курочкин: – Мои адвокаты ознакомились с делом, впервые за полтора года, и после обращения к властям со стороны ряда украинских депутатов. Само дело полностью сфальсифицировано. Никакой доказательной базы в нем просто нет. Луценко говорит, что собирается что-то передать российской Генпрокуратуре – пусть попробует передать это хотя бы в украинскую ГПУ, уже тогда все поймут его интеллектуальный уровень.

После того, как с меня будут сняты обвинения, я инициирую создание «Фонда, пострадавших от Юрия Луценко». Я готов лично перечислить в данный фонд 25 миллионов гривен. Эти деньги пойдут на сбор информации о преступлениях и правонарушениях, совершенных Луценко и по его непосредственным распоряжениям. Этот Фонд поможет реабилитировать всех, кто незаконно попал под «жернова» политизированного министра. Так что, Юрий Витальевич, если вы ничего не совершали можете спать спокойно, а если нет, то придется вам пить чай с весьма cпецифической аудиторией.

Алексей: – Максим! Скажите, планируете ли Вы подать в суд иск относительно обвинений со стороны министра внутрених дел Луценко. Если так, то когда? А может, Вы просто боитесь?!

М. Курочкин: – И не только иск, и не только мой. Я уже ответил, что будет создан специальный Фонд, который поможет обществу узнать правду о деяниях Луценко, а его жертвам – реабилитироваться. Хотя бы морально.

Вадим из Одессы: – Господин Курочкин, собираетесь ли Вы поддерживать политические силы на Украине, которые ратуют за Союз с Россией? Ведь политика «самостийности» – пресловутая «многовекторность» – не принесла Украине ничего хорошего, а антироссийская политика «оранжевых» в последние полтора года принесла в экономическом плане бОльший урон, чем условная опустошительная война.

М. Курочкин: – Да, конечно, планирую – я всегда говорил, что Украина должна понять: Россия – не враг, а эта именно та мысль, которую жителям страны пытались навязать ее политические руководители после «оранжевой» революции.

И это был последний вопрос, на который я ответил сегодня. Большое вам спасибо за внимание!