Абхазия, мятежная республика. ФОТО
02.12.2014 10:40

В 1991 году, когда Советский Союз был близок к краху, Грузия, республика, в которой к тому времени преобладали антисоветские настроения, провозгласила свою независимость. Абхазия, автономная республика в составе Грузинской ССР, в свою очередь потребовала независимости от Грузии. Обстановка в Грузии была близка к анархии, когда она столкнулась с угрозой своей целостности. Ее последующие действия привели к кровавой сепаратистской войне, которая до сих пор остается одним из «замороженных конфликтов» бывшего СССР.

На фото: старый дорожный знак, на котором Абхазии отведен левый верхний угол, Грузии – центр.

14 августа 1992 года Национальная гвардия Грузии ввела в Сухуми танки, основанием для чего стало очевидное объединении абхазских сепаратистов с Москвой. Этнические абхазы были застигнуты врасплох и подверглись запугиванию со стороны грузинских войск, в которых воевали и те, кого выпустили из тюрьмы в обмен на участие в борьбе с абхазами. К концу дня погибли около 50 человек. Так началась Грузино-абхазская война.

На фото: дом правительства Абхазии в центре Сухуми по-прежнему отмечен огнем войны.

После 13 месяцев жестоких сражений стороны заключили перемирие, и многие жители вернулись в Сухуми. Но мир держался недолго: осенью 1993 года абхазские военные выступили против Грузии. Последние грузинские солдаты спускались по этим ступеням 27 сентября, здание вокруг них полыхало. Абхазы и их союзники-чечены прочесывали город в поисках этнических грузин. Последовавшая «резня в Сухуми» склонила международное сообщество на сторону Грузии. Абхазия победила в войне, но ее претензии на собственную государственность были отклонены.

На фото: обугленный интерьер дома правительства.

Жители Сухуми на полуразрушенном пирсе. В довоенную Абхазию входила большая часть побережья Грузии. Она была известна как советская «Красная Ривьера». После войны международные санкции и морская блокада нанесли тяжелый удар по экономике региона. Сегодня здесь поражает контраст между природной красотой и разрушенной инфраструктурой.

Инструктор по плаванию Виктор Задорожный учит своих юных учеников плаванию на спине на пляже в Сухуми. В советское время он вел занятия в бассейне поблизости. Но из-за войны и обвала экономики, последовавшего за ней, бассейн закрыли.

В 2008 году, спустя десятилетие международной изоляции, Россия официально признала независимость Абхазии. Для Грузии, пережившей российское вторжение всего за несколько дней до этого, признание Абхазии стало непростительным предательством. Все дипломатические связи между Россией и Грузией были разорваны.

На фото: человек размахивает флагом Абхазии, вокруг взрываются фейерверки – абхазы празднуют День победы.

Вскоре после признания Абхазией Россией президент Грузии заявил, что признание означает аннексию: «это не внутренняя грузинская проблема, и не вопрос Грузии и России. Теперь это проблема России и остального цивилизованного мира».

На фото: пирс в центре Сухуми, переживший войну, сейчас на нем расположилось небольшое кафе.

Сейчас около 70% государственного бюджета Абхазии формируется из российской финансовой помощи, большую часть остального дохода она получает от туризма.

На фото: туристы на галечном пляже в Гаграх.

Местный турагент рассказал, что 98% туристов приезжают в Абхазию из России.

На фото: туристы отдыхают на галечном пляже в Гаграх.

Владимир Салангин ныряет у пляжа в Гаграх. 21-летний Владимир работает охранником на юге России, он увидел море первый раз в жизни за день до того, как была сделана эта фотография. Курортный город, где комнаты стоят 6 фунтов (около 450 российских рублей - прим. пер.), а пиво – 1 фунт (около 75 рублей - прим. пер.), пользуется большой популярностью у российского рабочего класса, который наводняет Гагры в летние месяцы.

Фигура Ленина в санатории советского времени в Гаграх нависает над юными россиянами, в то время как они развлекаются с планшетами и айфонами. Администратор расссказал, что статуя, установленная в фойе в 1953 году, нравится старшему поколению российских туристов: «Это ностальгия, у них хорошие воспоминания о Советском Союзе».

3 000 российских солдат, которые сейчас находятся в Абхазии, вызывают больше споров, чем туристы. Этот солдат служит в абхазском городе Гудаута, его приехала навестить семья из родного Смоленска. Для Абхазии присутствие солдат означает, что попытки Грузии силой установить власть над регионом полностью исключены, но цена этой безопасности оценивается по-разному.

Мадонне Аргун 24 года. «Вопрос с Россией очень деликатный. Мы очень благодарны помощи, которую Россия нам оказала, и воспринимаем ее как партнера и друга, но не позволим аннексировать Абхазию. Мы пожертвовали слишком многим, чтобы отдать России нашу независимость, отвоеванную у Грузии... Это очень щекотливый вопрос».

Абхазец, приехавший домой с востока Украины, где он воюет на стороне пророссийских ополченцев. На его левом рукаве нашит флаг Новороссии. На вопрос, хотел бы он, чтобы Абхазия стала российской территорией, он ответил: «Конечно, я надеюсь на это... Мы один народ и хотим быть вместе, несмотря на западные страны вроде вашей, которые стараются нас разделить».

Алхаз Куркунава, сержант абхазской армии, перед парадом, посвященным 21-летию фактической независимости от Грузии. На вопрос, будет ли он сражаться, если Россия сделает попытку аннексии, специалист артиллерии ответил уклончиво: «Не то чтобы я чего-нибудь боялся, просто я хотел бы не отвечать... Среди солдат разные мнения на этот счет».

Гость на свадьбе заходит в дом, поприветствовав своего друга-молодожена залпом из автомата. О свадьбах и рождении сыновей здесь возвещают «калашниковыми». Несмотря на географическую близость, культура Абхазии сильно отличается от российской. Как сказал один местный житель: «Если они попробуют устроить здесь второй Крым, то получат вторую Чечню».

Заброшенное здание университета в Гали, рядом с «границей» с Грузией. 96% населения этой местности до войны составляли этнические грузины. Большинство уехало, а кого-то вынудили покинуть дом после войны. Сейчас Гали превратился в сумеречную зону с пустыми зданиями и сельскохозяйственными угодьями, заросшими сорняками.

Трава укрывает железнодорожные пути перед некогда изящным зданием станции Ткварчели рядом с Гали. В 2008 году Россия заблокировала присутствие ООН в Гали. Из-за криминальной обстановки сюда не заглядывают туристы.

Жительница Гали идет по мосту, который сейчас отделяет Грузию от Абхазии. Женщина идет в сторону «границы», установленной российскими агентами ФСБ. Де факто президент Абхазии недавно объявил о планах по закрытию нескольких подобных переходов, что еще сильнее ограничило свободу перемещения для этнических грузин. По некоторым сообщениям, тогда же близкий соратник Владимира Путина говорил о «постепенном открытии [российско-абхазской] границы», которое должно привести к тому, что «не останется преграды для движения людей и грузов».

Рабочие трудятся над восстановлением здания, которое в следующем году собираются открыть в качестве отеля. Законы Абхазии запрещают иностранным гражданам покупать здесь частную собственность, но на регион оказывается сильное давление, чтобы заставить ее открыть рынок для зарубежных покупателей. По словам местного журналиста Инала Хашига, если российскому бизнесу позволят войти, «через неделю вся Абхазия будет продана».

Автобусная остановка советского времени рядом с Пицундой. Ограничение иностранных инвестиций позволило сохранить такие реликты, как этот, от девелоперского бульдозера. Некоторые части Абхазии сейчас напоминают музей советской эпохи.

В холмах над Сухуми остался мрачный пережиток советских дней – институт изучения приматов, где некогда тренировали обезьян перед полетами в космос. Это учреждение обрело дурную славу за свои опыты в скрещивании людей с обезьянами. По некоторым данным, ученые ставили цель вывести физически сильного и умственно неполноценного «советского обезьяну-человека».

Тренер по боксу Лизбар Жалога ведет тренировочный бой с молодым учеником в полуразрушенном советском отеле в Гаграх.

Игнорируя просьбы притормозить, абхазец посвящает тост Богу, прежде чем осушить кружку домашнего вина. Абхазия – один из старейших в мире винодельческих регионов, но из-за международной изоляции экспорт почти полностью ограничен российским рынком.

Юная туристка из России на площадке, откуда открываются живописные виды на реку Рица. Горы занимают около 75% территории Абхазии, остальная ее часть – прекрасное побережье. Но красота Абхазии, как написал один местный поэт, «принесла ей лишь печаль».

Оригинал репортажа можно посмотреть на imgur.