01.11.2010 14:38
Представители Совета Европы заявляют, что Украина находится на последних местах в рейтинге по борьбе с коррупцией. Причину они видят в ряде законопроектов по борьбе с коррупцией, принятие которых, по их мнению, почему-то постоянно оттягивается...

Во-первых, я не думаю, что у нас самый высокий уровень коррупции, потому что если кто-то поговорит с людьми, которые пересекают румынскую границу, тот услышит, что такое на самом деле коррупция, и скажет, что украинская отдыхает по сравнению с той, что бывает за рубежом. Во-вторых, коррупция в Украине должна пресекаться, начиная с самого нижнего уровня.

Недавно мне рассказали страшнейшие вещи по поводу того, что происходит в родильных домах в Одессе, когда от матерей, которые только что родили, требуют, чтобы они заплатили по 800 долларов. И есть случаи, когда эти матери просовывают своих детей в окно, чтобы уйти, не заплатив эти деньги. Спрашивается, за что они должны платить? Государственное лечебное учреждение, все медикаменты люди покупают сами. Но это не должностные люди с них требуют, а требуют врачи, медсестры. И так дальше идет эта вся коррупционная составляющая везде.

Победить это могли бы три закона, которые остановлены нынешним большинством. В этих законах не были заинтересованы ни правоохранительные органы, ни руководство судов, ни прокуратуры, ни руководство СБУ, ни налоговая администрация - никто не заинтересован в том, чтобы была настоящая борьба с коррупцией, чтобы органы взаимно контролировали друг друга, что необходимо: никакой орган не должен получать монополию на борьбу с коррупцией, иначе это будет орган расправы или орган вымогательства.

Почему так происходит? Например, сегодня милиция не сможет раскрывать преступления, потому что дежурные машины получают по пол-литра бензина в день. Это ненормально, надо людей перестать делать зависимыми от ситуации, в которой они находятся. И фактически они вынуждены заниматься государственным рэкетом и вымогать, искать этот бензин, оказывать так называемые платные услуги, которые больше, чем на 3 миллиарда. Кроме того, зарплата в полторы тысячи для лейтенанта милиции, который имеет семью и еще должен думать, за что снимать квартиру, это тоже страшно. То есть надо делать комплексное реформирование и тогда говорить о борьбе с коррупцией. Я не говорю уже о налоговых органах. Из 15 областей, которые я объехал, в каждой области я вижу соотношение, что в среднем около 20 % предприятий закрывается, в том числе из-за непомерных поборов со стороны МЧС, санстанций, Налоговой администрации.

То есть тут настолько комплексная проблема, что власть ее просто не в состоянии сразу решить, особенно при тотальной системе нищеты. Но я не склонен говорить, что у нас ситуация самая плохая в Европе. Это абсолютная неправда. Общество должно понять, что с коррупцией жить тяжело, что это невыгодно, что мы ликвидируем все цивилизованные подходы. И начинать надо с родильного дома, когда человек только приходит в этот мир. Начинать надо с того, что количество любых разрешительных документов должно быть сокращено, и расходы должны быть контролируемыми, прозрачными. И пока этого нет, то и говорить о победе над коррупцией рано.

Западу тяжело нас понять. У нас идет строительство не только государства, идет строительство сознания людей. Стало нормой сегодня, что почему-то все считают необходимым остановить автомобиль и просто проверить документы. Я проехал всю Европу, там такого нет. Это пережиток, это маразм, это надо просто прекратить. Это условия, которые создают возможность для коррупции. Сократить в 5 раз абсолютно возможно. Критерием здесь должно быть не наличие какой-то бумажки у водителя, а критерием должна быть профилактика ДТП и всего прочего у ГАИ. Если бы приняли Кодекс законов о дорожном движении, который я предлагал много лет назад, где мы бы связали воедино ответственность и отвечал бы и за дорогу в том числе гаишник, то было бы совсем другое дело. А то получается что-то странное: после последней поездки я должен опять менять колесо, потому что дороги-то разбиты, а в эти дороги вложено колоссальное количество денег, и отмывка денег там 50 %. И самое страшное, что об этом знают все, но никто этим не занимается.

Надо поднимать огромные пласты, чтобы выяснить, откуда же берется коррупция. Коррупция возникает из-за непрозрачности действий власти. Например, я недавно был в Днепропетровске и был поражен, что распоряжения городского головы не вывешиваются на сайт, чтобы люди могли с ними ознакомиться. Есть предприятия, которые получают плату за землю одни по 12 %, другие по 3 %. Почему такая разница? Почему одним благоволят, а другим нет? Кому благоволят? Это все должны знать люди, плательщики налогов. Я уверен, что и местное самоуправление могло бы нормально развиваться, если бы нетерпимо относились к этому.

Поэтому я думаю, что если бы сегодня Президент хотел бороться с коррупцией, то он был начал с правоохранительных органов, именно с них надо начинать - с СБУ, с налоговой, с прокуратуры, с судов. Поинтересоваться, начиная с того, на каких автомобилях ездят и откуда автомобили при таких зарплатах.