13.02.2014 14:50
Как называется то, что происходит на Евромайдане? Очень часто по отношению к этим событиям звучит слово "революция". Давайте разберемся, так ли это.

Определений, что такое революция, существует масса. Но в основном все энциклопедии и вообще научная литература на эту тему сходятся в том, что революция - это коренное, глубокое качественное изменение, которое приводит к открытому разрыву со старой системой и переходом к новой. Этим революция отличается от эволюции и от реформ, при которых изменения идут, во-первых, медленно и постепенно, и, во-вторых, происходит изменение каких-то частей системы, но не ее основ.

Как видим, массовые стояния и хождения по улицам и площадям, столкновения с милицией, захват министерства аграрной политики, снос "неправильных" памятников и даже вывешивание портретов Бандеры признаками революции никак не являются.

Если евромайдан - это революция, то какую же новую систему он предлагает? В экономике, политике, социальной сфере? Как эта система называется, в чем ее суть и чем она будет отличаться от существующих сейчас в Украине социально-экономической и политической систем?

За три месяца евромайдана на нем не только не прозвучало никаких внятных ответов на эти вопросы, но даже до самой постановки вопроса подобным образом дело так и не дошло.

Или, может быть, я что-то пропустил? И на самом деле образ светлого будущего, в которое ведет страну евромайдан, уже давно сформулирован и предъявлен обществу?

Давайте пройдемся по пунктам: что именно озвучивалось со сцены евромайдана за все время его существования в качестве требований митингующих или фигурировало в ходе переговоров лидеров оппозиции с властью.

Подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Наказание виновных в силовых действиях по отношению к участникам евромайдана. Освобождение задержанных евромайдановцев. Отставка правительства Азарова. Переформатирование состава Центризбиркома. Отставка Януковича и досрочные президентские и парламентские выборы. Возвращение к конституции 2004 года. Все.

И что из этих требований евромайдана в случае их выполнения означает революцию? Ассоциация и зона свободной торговли с ЕС? Подавляющему большинству участников евромайдана почитать соответствующие тексты соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли, за которые они так страстно выступают, оказалось, естественно, недосуг.

А те, кто эти тексты все же почитал - если не в полном объеме, то хотя бы их основные положения, прекрасно понимают, что ассоциация с ЕС никакого отношения к революции и смене существующей системы не имеет и иметь не может. Мексика, Марокко, ЮАР подписали подобные же соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС еще в 2000-м году, Иордания - в 2002-м, Чили - в 2003-м и так далее.

И в какой из этих стран это привело к революционным, системным изменениям, или к тому мифическому процветанию, которого ожидают от ассоциации на евромайдане? Не говоря уже о Тунисе и Египте, где спустя несколько лет после подписания таких же соглашений об ассоциации с ЕС (с Тунисом соглашения были подписаны в 1998 году, с Египтом - в 2004-м) наступило такое "европроцветание", которое привело ко всем известной "арабской весне". Последствия которой в том же Египте расхлебать не могут до сих пор. Босния и Герцеговина подписала соглашение об ассоциации в 2008 году. Итоги последовавшего "приобщения к евростандартам": массово закрывающиеся предприятия, огромная, 40-процентная, безработица и, как результат, - разразившийся буквально на днях социальный взрыв.

С остальными требованиями евромайдана все еще проще и понятней. Досрочные отставки властей и досрочные выборы - это не революция, а обычные инструменты банальной политической борьбы в рамках одной и той же системы. Которые регулярно применяются по всему миру и использовались, в том числе, и в Украине. В 1994 году состоялись досрочные выборы президента, а в 2007 году - Верховной Рады. Сейчас в результате досрочных выборов в стране может, конечно, поменяться власть, и в очередной раз на смену бело-голубым могут прийти посторанжевые, но где здесь революция?

И, наконец, возврат к Конституции в редакции 2004 года. Можно долго спорить о том, какая модель является более подходящей для Украины: парламентско-президентская или президентско-парламентская. Но, опять-таки, от того, кто будет иметь большее влияние на формирование правительства: президент или Верховная Рада, никаких революционных изменений в Украине не произойдет. Доказано опытом тех пяти лет, когда, если кто подзабыл, Украина по конституции 2004 году уже жила.

Итак, никаких признаков революции в тех действиях и планах, которые предлагаются лидерами евромайдана, не обнаружено.

Впрочем, может быть, как это часто заявляется, "народ вышел не за политиков" и заявления оппозиционных политиков со сцены евромайдана не отображают волю митингующих?

Что ж, вот результаты социологического опроса среди участников евромайдана, проведенного Фондом "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива и Киевским международным институтом социологии (КМИС). Участники Майдана поддерживают следующие требования: освобождение арестованных участников Майдана – 81,8%, отставка правительства – 80,1%, незамедлительное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС – 71%, отставка Виктора Януковича с поста главы государства и проведение досрочных президентских выборов на Украине – 75%, возбуждение уголовных дел в отношении виновных в избиении мирных демонстрантов – 57,6%, роспуск Верховной Рады Украины и назначение досрочных парламентских выборов – 55,6%. Все остальные возможные варианты ответов, включая возврат к Конституции 2004 года, набрали меньше 50% ответов.

Как видим, среди пяти первоочередных целей все то же самое - и снова никакого намека на требования хоть каких-то действительно революционных изменений.

А теперь сравните это с результатами соцопросов, отображающих мнение ВСЕХ жителей Украины, а не только евромайдановцев, проведенного в прошлом году до начала истерики вокруг ассоциации с ЕС. Среди первых пяти-шести проблем, больше всего волнующих опрошенных лично, были названы: контроль за ценами (54%), безработица (50%), социальная защита бедных (37%), коррупция в государственных органах (27%) , низкий уровень производства (22%) и задержки с выплатой зарплат или пенсий (21%).

Причем примерно такая же ситуация была, например, и в 2008 г., когда большая часть нынешних оппозиционеров была властью. Основными социально-экономическими проблемами страны, требующими первоочередного решения, люди и тогда считали те же рост цен (70% опрошенных), низкие зарплаты (40%), отсутствие реальной социальной защиты малообеспеченных (31%), безработицу (31%), высокий уровень коррупции (26%).

Вот о каких проблемах говорит тот самый НАРОД, за интересы которого как бы радеет евромайдан. Говорит уже много лет и при всех властях, что как раз доказывает их системный характер, не зависящий от того, какая олигархическая группировка смогла потеснить другие у власти и получила возможность "доить" государство. И для решения этих проблем действительно нужны революционные изменения - смена всей кланово-капиталистической системы, а не ее латание.

Но среди требований евромайдана, как видим, нет даже ни одного социального или экономического требования, направленного на решение какой-либо из тех проблем, которые большинство граждан Украины считают главными, первоочередными. Не говоря уже о каком-то революционном проекте.

Почему в таком случае в отношении евромайдана поддерживающими его СМИ часто используется (особенно после того, как словосочетание "мирные протесты" употреблять стало как-то не очень, мягко говоря, удобно) термин "революция"? Да потому, что слово "революция" традиционно связано в массовом сознании скорее с положительным ассоциативным рядом: героикой, прогрессом, движением вперед и так далее.

Сравните, что звучит более привлекательно и благожелательно по отношению к евромайдану: "революция" или, допустим, нейтральное "уличные акции", не говоря уже о "массовых беспорядках", "государственном перевороте" и "попытке путча". Это давно известный, широко используемый, но по-прежнему действенный манипулятивный прием: называть какое-то явление более привлекательным и благозвучно звучащим термином. Не "боевики", а "повстанцы", не "неонацисты", а "патриоты", не "война", а "миротворческая операция" и так далее. И даже "ложь", когда ее называют "фейком", вроде как звучит не так уж и плохо.

По факту же все цели евромайдана, весь смысл его деятельности сводятся всего лишь к двум пунктам.

Во-первых, подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС, невзирая на то, что половина Украины выступает за вступление в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Во-вторых, привести к власти нынешнюю оппозицию в лице Кличко, Яценюка, Тягнибока и примкнувших Порошенко с Луценко. Именно так, потому что в результате воплощения озвученного евромайданом сценария смены власти - проведения досрочных выборов президента и парламента, в нынешних реалиях возможен лишь один из двух вариантов. Или выборы выигрывает опять Янукович с "регионалами", или оппозиционная троица - вместе или кто-то один при поддержке двух других. Никаких иных, свалившихся с неба белых и пушистых политиков и партий, способных сейчас получить большинство голосов на выборах, нет.

И именно ради достижения этих двух пунктов Украина ввергнута в острейший политический и начинающийся экономический кризис. Именно ради этого накал ненависти в обществе, подогреваемой с двух сторон, уже привел к гибели нескольких и к сотням, если не к тысячам, раненых, избитых, обгоревших и других пострадавших людей. Именно ради этого страна подведена к грани, за которой гражданская война и раскол Украины могут в любой момент перейти от сегодняшней "холодной" стадии к "горячей".

Именно ради этого: евроассоциации и прихода к власти оппозиции, происходит в итоге евромайдан, который является вовсе не революцией, а лишь ее симулякром - т.е. имитацией, не имеющей отношения к реальности.