CD-пирату на заметку
21.04.2004 13:21
Оптические компакт-диски пришли на смену «винилу» в 1982 году. Этот революционный продукт стал результатом плодотворного сотрудничества двух гигантов электронной промышленности – японской Sony и голландской Philips. Событие открыло новую эру в технологии записи и тиражирования информации…

А нынче медиа-гиганты начали очередную «охоту на ведьм». И, похоже, «главной ведьмой» стал… сам рядовой потребитель. Такие крупные компании, как BMG Entertainment, Sony, Vivendi Universal, AOL Time Warner, EMI активно внедряют технологии защиты от копирования в свою продукцию. Причем на создание технологии, стандартизацию, и ее «запуск» тратятся немалые деньги. На данный момент существует множество алгоритмов, которые уже работают на музыкальном и software рынках и используют оригинальные решения: SafeDisc, SecuROM, LaserLock, LibCrypt protection, CD-COPS, DiscGuard, Copy Control, Key2Audio – список можно продолжить.…

Практически любая защита состоит из двух отдельных программ: первая выполняет контрольную проверку диска, чтобы определить, является он копией или оригиналом. А вторая, в зависимости от результата, либо расшифровывает блоки данных, либо не расшифровывает.

И все же, несмотря на именитых заказчиков и большие бюджеты, профессиональные взломщики или даже просто «продвинутые» пользователи легко «обходят» системы защиты от копирования и практически бесприпятственно производят тиражирование cd дисков. Интересно, что иногда «взлом» осуществляется «бытовыми» методами : то ли наклеенным на поверхность диска в определенном месте кусочком скотча (!), то ли с помощью закрашенной маркером дорожки… Смешно, правда?!

Естественно, «крэки» (или их попытки) есть к большинству систем защиты, и они позволяют делать копии без потери качества! Крайней мерой является утилита unCDcopy (по словам New Scientist– «ломающая» все): программа использует так называемые «аналоговые дыры», но результат имеет некоторые потери в звучании. Или программы, которые создают абсолютно идентичную копию диска – CloneCD, к примеру. А никто и не говорил о полной неуязвимости технологии! Ну разве что кроме самих разработчиков…

Вообще, системы защиты от копирования бьют, в основном, по рядовому законопослушному потребителю, который не может использовать купленный им диск в рамках так называемого «добросовестного использования» (fair use). А ведь такая возможность гарантирована ему всеми существующими законами об авторском праве! А презумпция невиновности?! Получается, что потребителя по умолчанию считают злодеем, одержимым жаждой неправедной наживы?!

Кроме всего прочего, существующие системы обладают массой недостатков и побочных эффектов. Ведь, к примеру, защищенный диск с композициями часто не распознается компьютерными приводами, а многие защищённые «компакты» не читаются относительно устаревшими моделями бытовых проигрывателей и автомобильных магнитол. Или даже более извращенно – диск проигрывается, но катастрофически падает качество воспроизведения. Кроме того, наличие защиты не позволяет создать резервную копию легально приобретенного альбома – например, на случай царапин, которые «убьют» любимую песню из-за легкого механического повреждения. И что ему остается? Судиться с производителем, обвиняя его изделие в нестойкости защитного покрытия его изделия? Нелепо.

Естественно, подавать иск на издателей аудио-продукции за излишне жесткие меры защиты от нелегального копирования! Как это и делают возмущенные европейцы и американцы.

Это привело к тому, что все усилия медиа-магнатов по встраиванию защиты от копирования в коммерческие компакт-диски регулярно наталкиваются на трудности и протесты со стороны потребителей. BMG Entertainment была вынуждена отозвать сотни тысяч проданных в Европе CD с защитой после того, как стали поступать жалобы потребителей. Эта серия дисков была несовместима с некоторыми моделями проигрывателей. В свою очередь, жительница Калифорнии Карен ДеЛиз подала в суд на производителя купленного ей компакт-диска после того, как встроенная программная защита помешала ей скопировать с него музыкальные файлы при помощи компьютера. И она выиграла процесс! А французский суд города Нантерр обязал компанию EMI-France выплатить компенсацию женщине, которая не смогла послушать аудио-CD в своем автомобиле.

Возмущение действиями компаний производителей выразилось даже на государственном уровне: член палаты представителей США Ричард Бушер резко выразил свое несогласие с внедрением технологий защиты CD от копирования в официальном письме в Ассоциацию индустрии звукозаписи (RIAA) и Международную федерацию фонографической индустрии (IFPI)… Прецедентов много, и будет еще больше, ведь количество исков растет подобно снежному кому. Итак, доверие уже подорвано!

По мнению Джона Холдермана, исследователя из Принстона, звукозаписывающая отрасль потеряет целое состояние, если люди перестанут покупать CD и делать с них копии. В случае использования защиты от копирования, единственным выходом является снижение цен на CD. Вообще, Холдерман, как и множество других экспертов, считает способы защиты от копирования аудиодисков несостоятельными, и даже более того – нарушающими права потребителя. Высказывания Холдермана подтверждают данные других аналитиков.

По данным исследования, проведенного компанией GartnerG2, 77 процентов респондентов считают, что они должны иметь возможность копировать компакт-диски для использования в личных целях. 60 процентов опрошенных считают, что они имеют право передавать копии музыкальных компакт-дисков своим близким. Еще большее число опрошенных (82 процента) считают, что копирование CD возможно в целях резервного копирования. Таким образом, исследование подразделения Gartner показало, что попытки медиа-индустрии совладать с сетевым пиратством путем выпуска защищенных CD не являются наиболее подходящим решением проблемы.

Итак, общественный приговор однозначен: компакт-диски с защитой от копирования ограничивают возможности потребителей .

Интересно, что Philips, один из разработчиков стандарта «музыкальный компакт-диск», также выступает против выпуска компакт-дисков со встроенной защитой от копирования. Более того, возможно, Philips, как изобретатель CD-проигрывателя и обладатель лицензии на стандарт, будет оказывать давление на производителей защищенных от копирования дисков путем прямого запрета на производство таких дисков…