18.02.2011 12:48
Коммунистическое движение Украины вновь подошло к роковому рубежу, за которым нам угрожает катастрофа, столь же разрушительная, что и трагедия 1991 года (а, может, даже и превосходящая ее по последствиям). Тогда было уничтожено ведущее социалистическое государство, на которое во многом опирались и мировая система социализма, и международное коммунистическое движение. Можно без всякого преувеличения сказать, что это существенно затормозило ход социального прогресса. В мире возникла угроза неограниченного военно-политического доминирования США, которое может стать основой для построения «нового мирового порядка», представляющего собой систему узаконенного ограбления большей части человечества империалистическими державами. Мировое социалистическое движение так и не оправилось от полученного удара. Поэтому правящему классу империалистических стран не только удалось на десть лет оттянуть острую фазу глобального экономического кризиса, но и создать предпосылки для перенесения всей его тяжести на плечи стран капиталистической периферии. А это значит, что страны, не имеющие собственных финансовых ресурсов, специализирующиеся на экспорте промышленного и сельскохозяйственного сырья, окажутся в еще большей зависимости от международных банков и транснациональных корпораций.

Но больше всего от распада союзного государства и уничтожения социалистического строя пострадали народы бывших советских республик. Беспросветная бедность, отсутствие жизненных перспектив, недоступность качественного медицинского обслуживания, унизительная необходимость мириться с произволом чиновников и работодателей стали повседневной реальностью для подавляющего большинства украинцев. Украинское общество лишилось значительной части промышленного и научного потенциала, созданный в рамках социалистического строя, утратило культурный и образовательный уровень советского времени. При этом процессы деградации год от года только усиливаются и уже в ближайшем будущем могут принять необратимый характер.

Сегодня нам угрожает окончательное уничтожение коммунистического движения как влиятельной политической силы украинского общества. Сторонники социализма могут стать маргиналами, неспособными воздействовать на формирование общественного сознания и принятие важнейших политических решений. Дело не только в том, что КПУ теперь даже не может надеяться на поддержку сколько-нибудь значительного числа избирателей, и на следующих парламентских выборах коммунисты вообще могут не пройти в Верховную Раду. Главная беда в том, что Компартия утратила независимую политическую позицию, поскольку ее верхушка ради сотрудничества с олигархическими группировками добровольно отказалось от борьбы за руководство социальным протестом, уступив его популистским и националистическим партиям. Причем произошло это на фоне массового разочарования в капиталистических реформах и очевидного провала экономического курса власти, в разгар мирового кризиса, вторая волна которого может поставить Украину на грань социальной катастрофы. В таких общественных условиях только наличие сильной, самостоятельной, активной левой партии может стать надежной гарантией, как против формирования олигархической диктатуры, так и против социально-экономического хаоса. Теперь, после предательства, совершенного кликой, присвоившей себе право выступать от имени Компартии Украины, реализация одного из этих двух страшных сценариев становится делом ближайшего будущего.

В чем именно состоит это предательство? У него две составляющих. Во-первых, Компартия Украины из силы, призванной бороться за социалистические преобразования, превратились в политический инструмент, позволяющий правящей группировке управлять социально-политической системой, не отказываясь от выгодного ей экономического курса, цинично игнорируя требования общественного большинства. Подобная трансформация потребовала полного и окончательного разрыва с марксистско-ленинской идеологией.

Еще десять лет назад в одной из своих статей я писал, что чрезвычайно тревожным признаком является разрыв между теоретической работой и практической деятельностью. Позднее для меня стало ясно, что это не трагическая ошибка, а сознательная позиция. Если партия будет строить свою стратегию и тактику на основании марксистско-ленинских принципов, то она неизбежно вступит в жесткое противостояние с правящей олигархической группировкой, предъявит ей жесткие социально-экономические и политические требования. Отказ от социалистической идеологии позволил П. Симоненко и его окружению втащить Компартию в коалицию с политическими представителями олигархии. В результате правящая группировка сумела не только в короткий срок добиться неограниченного политического господства, но и принять (при содействии депутатов-коммунистов) ряд антисоциальных решений, - от направления бюджетных средств и иностранных кредитов на поддержку банков и крупных корпораций до увеличения тарифов на газ и услуги ЖКХ.

Во-вторых, КПУ отказалась от политической борьбы, подменив ее имитацией деятельности. Правящая олигархия возложила на руководство Компартии Украины не просто предательскую, но еще унизительную и позорную миссию вводить в заблуждение трудящихся, заявляя о своей готовности отстаивать их интересы лишь для того, чтобы ими было удобнее торговать. Только осознав, что КПУ больше не является самостоятельным участником политического процесса, можно разъяснить «загадочные» просчеты в ее стратегии и тактике. При ближайшем рассмотрении выяснится, что это не ошибки, а вполне логичные действия, призванные обеспечить как можно более устойчивое положение правящей группировки.

Двенадцать лет назад, когда олигархический режим еще не сформировался окончательно, я призвал коммунистов бороться за руководящие посты в органах исполнительной и законодательной власти всех уровней. Тогда олигархия еще не успела создать систему, обеспечивающую ей неограниченное доминирование в экономическом, политическом, информационном пространстве. Если бы мое предложение было бы поддержано руководством КПУ, то, вполне возможно, такая система вообще не была бы создана. Коммунисты добивались бы проведения активной социальной политики, вложения средств в модернизацию инфраструктуры, сохранения крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятий в государственной собственности. В результате, возможности олигархии были бы серьезно ограничены, она вынуждена была бы идти на уступки и компромиссы, отказываться от претензий на безраздельное господство. Именно это и происходило в Крыму, где коммунистам и их союзникам в 1998-2002 гг. удалось сформировать правящую парламентскую коалицию, получить пост Председателя Верховного Совета автономии и несколько ключевых должностей в правительстве. Нам удалось настолько сильно потеснить олигархию, что ей удалось захватить господствующее положение только относительно недавно, - после республиканских и местных выборов 2010 года. Если бы по пути Крыма пошло еще хотя бы пять-семь регионов (а такие возможности у коммунистов тогда были) и несколько крупных промышленных городов, то формирование олигархического режима было бы сорвано.

Зато теперь, когда олигархия единолично управляет страной и не собирается с кем-либо (а уж тем более с коммунистами) делиться своей властью, а это стало возможным после того, как П. Симоненко затянул КПУ в правящую коалицию. К чему это привело? Только к тому, что олигархический режим приобрел легитимность, получил возможность прикрывать свои решения имитацией демократических процедур, а трудящиеся оказались обмануты и дезориентированы. Сотрудничество с властью, если бы оно принесло исполнение обещаний, данных В. Януковичем во время избирательной кампании, прежде всего, придание русскому языку статуса государственного, экономической интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном, а также улучшение социальной жизни народа Украины, - вот главная цель вхождения в коалицию. Но ведь действующий режим об этих важнейших проблемах даже речи не ведет. А верхушка КПУ закрывает глаза на антисоциальный курс власти, превращая коммунистов в невольных соучастников политики, направленной на закабаление и ограбление трудящихся, дискредитируя социалистические идеалы, превращая всех, кто проголосовал на выборах Верховной Рады за Компартию Украины в заложников своего предательства.

Конечно, предательство П. Симоненко будет иметь куда меньшие геополитические последствия, чем отступничество М. Горбачева. Хотя их все же не следует сбрасывать со счетов. Уничтожение украинского социалистического движения усилит позиции популистов и националистов не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе. Поскольку эти политические силы придерживаются откровенно проамериканской ориентации, резко возрастет вероятность превращения данного региона (включая Украину) в плацдарм для американской экспансии. А это представляет особенную опасность в период глобального кризиса, когда американская правящая верхушка может решиться развязать крупный международный конфликт, подобно перманентно развивающимся событиям на Ближнем Востоке, чтобы сохранять выгодную ей мировую экономическую систему.

Предательская политика П. Симоненко и его окружения поставит украинский народ перед тяжелым выбором. Смириться с авторитарной олигархической диктатурой, опирающейся на популистские призывы и фашистские политические методы, или столкнуться с угрозой социально-экономического хаоса, способного уничтожить остатки промышленного потенциала Украины. Безусловно, из подобной ситуации можно найти выход. И он состоит в создании Коммунистической партии, твердо стоящей на марксистско-ленинских позициях, способной объединить вокруг себя всех сторонников социального прогресса, вырвать власть у олигархии и приступить к построению социалистического государства.

Но прежде мы должны ответить на главный вопрос. Как получилось, что предатели захватили руководство Компартией так же, как в 1991 году?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить два фундаментальных положения марксизма. «Всякая классовая борьба есть борьба политическая» и «Классовая борьба есть движущая сила истории».

Классовая борьба есть в любом антагонистическом обществе. Однако трудящимся трудно правильно осознать свои подлинные интересы, поэтому, как правило, они действуют «вслепую», а иногда - даже становятся на сторону своих врагов. Главная задача коммунистов состоит в том, чтобы направить силы рабочего класса на борьбу за его собственные интересы, реализация которых позволит добиться социального освобождения всего человечества.

Однако история это не пикник и не туристическая прогулка с заранее намеченным маршрутом. Победа сил социального прогресса не предопределена. Нынешний этап истории, как предупреждала Роза Люксембург, может закончиться не социализмом, а «варварством», которое неизбежно наступит после кратковременного торжества сил реакции.

Каждый успех реакционных сил, которые в современном обществе представляют интересы финансовой олигархии, крупных корпораций и связанной с ними коррумпированной бюрократии, означает, что история обращена вспять, поскольку в классовой борьбе побеждают грабители и эксплуататоры. Это значит, что в обществе складывается политическая система, позволяющая узаконить ограбление общественного большинства и предотвратить возникновение массового недовольства. Если в распоряжении угнетенных нет политической силы, способной объединить их для борьбы за свои права, они вынуждены будут мириться с обманом и произволом до тех пор, пока терпение внезапно не сменится массовым бунтом, угрожающим самому существованию общества. И лишь перед лицом массового возмущения правящая верхушка может пойти на уступки в пользу общественного большинства, несколько смягчив гнет.

Подобным образом и развивается сегодня ситуация в нашей стране. А из этого следует только один вывод. Компартия Украины никогда не была связана с массовыми социальными группами, страдающими от капиталистической эксплуатации. Она возникла на основе ностальгических настроений, стремления, как можно скорее, возродить союзное государство и социалистический строй. Однако благие порывы обречены оставаться в области мечтаний, если сила, провозглашающая их, не опирается на массы. С этим связано и главное поражение Компартии Украины. Несмотря на массовый протест против капиталистических реформ, коммунисты так и не сумели повернуть их вспять и восстановить социалистический строй. Даже в тот период, когда Компартия Украины выражала общественные настроения, она не была непосредственным образом связана с массами. Это особенно ясно ощущала крымская партийная организация, которая вела борьбу за власть. Поэтому мы постоянно чувствовали потребность дополнить систему партийных связей, выстроить дополнительные механизмы взаимодействия коммунистов и общества. Отмечу, что эти действия крымских коммунистов всегда вызывали особенно сильное раздражение у П. Симоненко и его приближенных.

Утратив связь с обществом, КПСС оказалась в руках предателей, взявших курс на капитуляцию перед мировой финансовой олигархией и правящей верхушкой империалистических государств, а затем приступивших к открытому разрушению социалистического строя. Процесс политической деградации руководства КПУ шел намного быстрее, поскольку Компартия Украины с момента своего создания не имела связи с широкими народными массами. Исключение составляли лишь отдельные региональные организации (прежде всего Крымский реском), которые были воссозданы благодаря инициативе снизу. Они были поочередно разгромлены группировкой П. Симоненко, заменившей своими ставленниками партийных деятелей, выражавших интересы трудящихся. Крымский реском благодаря активности, сплоченности, сознательности крымских коммунистов держался дольше всех. Но не так давно настала и его очередь. Показательно, что разгром крымской партийной организации начался после соответствующего заказа со стороны «донецкой» олигархической группировки, ставленники которой благодаря устранению с политической сцены коммунистов, сумели установить диктаторскую власть над Крымом, лишив Автономную Республику прав и полномочий, зафиксированных в ее Конституции.

Нам нельзя сдаваться. Сторонники социалистических взглядов в буквальном смысле слова обречены на борьбу с капиталистическим строем. Тот, кто убедился в правоте социалистических идей, не может примириться с реалиями капиталистического общества. И мы должны твердо усвоить: единственная гарантия от нового предательства со стороны рвущихся к теплым местам проходимцев и карьеристов - опора на трудящиеся массы.

Правда, этот лозунг значительно легче провозгласить, чем претворить в действительность. В нашей стране практически нет профсоюзных организаций, независимых от работодателей, деятельно отстаивающих права наемных работников. У нас крайне мало общественных организаций, занимающихся защитой социальных прав, а потому связанных с жертвами угнетения и произвола. Все эти структуры нам еще только предстоит создать, и особое внимание следует уделить работе с новыми слоями рабочего класса, а также сотрудничеству и взаимодействию с левой интеллигенцией, от активности которой во многом зависит, насколько быстро рабочий класс Украины сможет вновь осознать свои интересы.

Социалистическое движение Украины вновь отброшено к этапу кружков и небольших групп, которые необходимо соединить в единую организацию. Поэтому главное сегодня - общими усилиями, путем переговоров и компромиссов, создать основу для объединения левых сил. Настоящая Коммунистическая партия, твердо стоящая на марксистско-ленинских позициях, должна стать основой более широкого движения, объединяющая всех сторонников социального прогресса.

Чтобы предупредить клеветнические выпады со стороны группировки П. Симоненко считаю необходимым подчеркнуть: новая партия не ставит своей целью «потеснить» КПУ или занять ее политическую нишу. Коммунисты, оказавшиеся за пределами своей партии по воле П. Симоненко и его клики, будут бороться не с Компартией Украины, а за нее. За то, чтобы коммунисты не были заложниками предательской политики. За то, чтобы высокие идеи социализма не дискредитировались и не осквернялись прислужниками олигархии. За то, чтобы все украинские сторонники социализма могли объединиться для борьбы с бесчеловечной общественной системой, утвердившейся в нашей стране благодаря предательству и обману.