22.02.2012 02:45
18 февраля в Латвии состоялся референдум по законопроекту «Поправки к Конституции Латвийской Республики» о внесении поправок к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции, делающим русский язык вторым государственным.

Поправки могли быть приняты, если бы за них проголосовало как минимум 771 893 гражданина Латвии — половина всех граждан, имеющих право голоса. К сожалению, в результате референдума поправки не были приняты, так как за них проголосовало всего 24,9% респондентов, а 74,8% - против.

Как Народный депутат Украины и член Всемирного координационного совета, руководитель Рабочей группы по вопросам защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом, оцениваю крайне высоко и позитивно как инициативу проведения данного референдума, так и его итоговые результаты. Не стоит забывать о том, что почти 25% латвийцев, проголосовавших «за» - это далеко не вся доля русскоязычного населения страны: большинство русскоязычных в Латвии имеют статус неграждан и не имеют право голоса на выборах и референдумах.

Проведение референдума по статусу русского языка свидетельствует о том, что общество страны находится в стадии боевой готовности отстаивать свои языковые права, и не собирается подвергаться насильственной ассимиляции, которая, бесспорно, является путем в тупик.

Многие латвийские чиновники до, во время и после проведения референдума неоднократно открыто высказывались в поддержку русского языка. По словам мэра латгальского города Резекне Александра Барташевича, «поскольку в Резекне, в городах и округах Латгалии большая часть граждан проголосовала за предоставление русскому языку статуса второго государственного, то следует подумать о присвоении русскому языку статуса регионального».

На фоне этих демократических призывов, здравых оценок языкового вопроса от латвийских чиновников, благодарность Президента Латвии тем, кто голосовал против русского языка, выглядит как высказывание пещерного фашиста, не имеющего понятия о правах человека.

Мы должны понимать, что в центре проведенного референдума был не русский язык, а были права человека и их соблюдение. Все русскоязычные граждане Латвии, голосовавшие «за», и русскоязычные неграждане, не имеющие права голоса, продемонстрировали мировому сообществу, что их государство не способно соблюсти права русскоязычной части населения, которая, по наименьшим подсчетам, достигает 40%.

По данным последней переписи населения Латвии, для 37,5 % жителей русский язык является родным и 81,2 % жителей свободно владеют им. Соцопрос, проведенный в 2004 г., показал, что за статус русского языка как второго официального высказалось 51 % респондентов, в том числе 19 % латышей, 87 % русских и 75 % представителей других национальностей, против — 44 % респондентов, в том числе 77 % латышей, 8 % русских и 18 % представителей других национальностей.
«Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право», - сказал Генрик Ибсен.

Ситуация в Латвии и исход референдума – это угроза не только для русскоязычного сообщества, но и, прежде всего, для европейской и мировой демократии.

Планируя и способствуя проведению референдума в Латвии мы понимали, что его вряд ли удастся выиграть. Об это свидетельствовали и результаты опроса общественного мнения, и анализ латвийской социально-правовой ситуации.

Референдум – это политический инструмент. А положение русскоязычных граждан и неграждан в Латвии – вопрос исключительно прав человека.

Отстаивание права на родной русский как на второй официальный жителями Латвии – это не просто активная позиция дискриминированной группы, это публичная пощечина Европейскому Союзу, который ничего не предпринимает для защиты языковых прав русскоязычных латышей (граждан Евросоюза). Такое развитие событий показывает, что, безусловно, главная цель референдума была достигнута.

Не стоит забывать, что огромное количество русскоязычных граждан Латвии не имеют статуса граждан государства, что еще раз подчеркивает в Латвии модель фашистского государства, привыкшую ущемлять языковые и культурные права своего населения.

А то, что права русскоязычных граждан Латвии нарушены «демократическим способом» - на референдуме- не должно «замыливать» нам глаза. Адольф Гитлер в свое время тоже был демократически избран.

Когда-то американский правозащитник Джозеф Гребовски характеризуя смысл демократии сказал, что демократия подразумевает правление большинства и соблюдение прав меньшинств. Этого мы не видим в Латвии, Украине и многих других постсоветских странах.

Мы должны понимать, что сложившаяся ситуация в Латвии – это предсказание украинскому обществу, всему украинскому государству, в котором под видом якобы защиты «украинского» пытаются лишить прав и свобод граждан на этническую или языковую идентичность.

Ситуацию в Латвии необходимо воспринять как тревожный набат всему украинскому обществу. Ведь нарушение прав человека на родной язык и культуру - прямой путь к конфликту, дезинтеграции общества и государства; сигнал к старту непрерывного отстаивания наших языковых прав, к борьбе против нарастающей волны расизма, шовинизма, дискриминации прав граждан Украины.

Наша деятельность, как и проведенный в Латвии референдум, должны стать укором Европе, которая под лозунгами «прав человека» бомбила Югославию, Сербию, Ливию, при этом уже 20 лет «не замечает» грубейших нарушений права человека на родной язык в прибалтийских странах, боле того, даже способствует такой ситуации.