10.09.2012 15:05
Если бы «оранжевая оппозиция» была хоть сколько-нибудь конструктивной и ее действительно волновали демократические ценности, она должна была бы, внеся небольшие поправки, поддержать новый закон о языках.

Никакого ущерба украинскому языку претворение в жизнь этого закона не нанесет. Помимо 8 восточных областей, где региональный статус у русского языка уже есть, его на областном уровне нужно было бы поддержать еще всего лишь в двух или трех областях (в Черниговской, Сумской и, возможно, Кировоградской), где носителей этого языка официально больше 10%. В остальных областях их меньше 10% (в Полтавской – 9.5%, Киевской – 7%, Черкасской – 6.5%, Винницкой – 4.5%, Хмельницкой, Черновицкой и Львовской – 4%, Житомирской и Закарпатской – 3%, Ривенской и Ивано-Франковской – 2%, Тернопольской – 1%).

Основная борьба, конечно, развернется за большие города центра и запада страны, где проживает много русскоязычных граждан, но «оранжевые» при власти. Речь, прежде всего, идет о Полтаве, Виннице, Житомире, Хмельницком, Черкассах, Черновцах, Львове и, конечно, о Киеве (в столице официально считают родным языком русский 24% киевлян). Но с этим вопросом пока можно не спешить.

Если бы регионалы вели себя поумнее, то они, в срочном порядке (еще до выборов) должны были бы, поддержав закон, официально закрепить региональный статус греческого языка в райцентрах юга Донецкой области, молдавского, болгарского и гагаузского языка – в городах, городках и райцентрах Одесской области. Кроме того, им следовало бы инициировать предоставление такого статуса языкам меньшинств в «оранжевых областях». В Черновицкой – для румын и молдаван (их там 18%), в Закарпатье – для венгров (их – 12.5%). (Желательно было бы официально еще раз подтвердить региональный статус крымскотатарского языка). Представителям Партии регионов в местных советах нужно было бы выступить с инициативой поддержки регионального статуса польского и белорусского языков в райцентрах и сельсоветах Полесья (пусть там «оранжевое большинство» попробует выкрутиться), а также во всех других районах Украины, где носителей языка меньшинства больше 10%. Повторю: вреда украинской мове от предоставления регионального статуса языкам меньшинств на уровне района или села не будет, зато эти нацменьшинства почувствуют, наконец, что они в Украине – дома. И что государственная власть на их стороне.

Если бы основные положения закона удалось провести в жизнь, Украине было бы чем гордиться. (Россия, надо заметить, до сих пор не ратифицировала Европейскую хартию региональных языков, хотя нацменьшинств там намного больше, чем в Украине). Важно подчеркнуть, что эксперты ПАСЕ в своей оценке законопроекта отметили как интересное know how введение 10% порога для признания языка нацменьшинства региональным. Они считают, что это нововведение могло бы послужить положительным примером для других стран Европы. Повышение барьера для признания языка региональным до 20 или 30% (которое предлагают, руководствуясь конъюнктурными соображениями, Ганна Герман и компания) ударит по малым группам нацменьшинств гораздо сильнее, чем по носителям русского языка. Тем самым будет нарушен демократический принцип национального и языкового равноправия. Уступать в этом вопросе никак нельзя.