20.03.2014 19:14
19 марта по итогам заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины секретарь СНБО Андрей Парубий сообщил прессе о возможном незамедлительном введении визового режима с Российской Федерацией в одностороннем порядке по инициативе украинской стороны. Соответственно, в ближайшие дни украинский МИД может принять решение, согласно которому россияне смогут пересечь границу Украины только при наличии заграничного паспорта, отменив существующий режим въезда по внутренним российским паспортам.

С этим предложением не согласился премьер-министр Арсений Яценюк, отбывший в Брюссель, который сказал, что не следует спешить ни с введением визового режима с Россией, ни с переходом к загранпаспортам. И не напрасно. Поскольку, Парубий – идеальный комендант Майдана и его решение носит исключительно политический характер.

А высшее руководство страны понимает, что введение визового режима – приведет к возвращению 2 млн. украинских рабочих из России обратно. Они в год переводят примерно 5-6 млрд. долл. в Украину своим семьям и родственникам. Здесь же они не требуют к себе никакой заботы, никакой социальной защиты. Минимум половина из них – из восточных регионов. Возвращение такой группы людей ударит по украинской экономике. Эти люди – те, кто в ином случае начнут принимать российское гражданство и перевозить свои семьи в Россию. К таким жертвам украинцы не готовы.

Однако, с политической точки зрения, в этом шаге есть логика. Виной – тот тупик в политическом инструментарии, в котором находится Украина. Есть ли с него другой выход? Украинская сторона все время реагирует с опозданием, ждет, что скажет Запад, а Запад – хочет узнать реакцию Украины. Если нам вообще не реагировать – то почему тогда должен Запад в какой-то мере что-то для нас делать?

Хотя, с экономической точки зрения мы в итоге теряем многое. И, я думаю, что это больше ударит по украинцам, чем по россиянам.

Что касается признания данной меры, как защиты Украины от россиян, которые приезжают сюда с целью дестабилизировать обстановку и устраивать провокации, таким образом устранить эту проблему нельзя. Решать что-то надо с теми, кто находятся уже здесь. Если Украина введет визовый режим, то это возможно даже подольет бензина в огонь.

Если нужно будет решить вопрос проникновения каких-то нежелательных элементов, то это решается разными способами. Даже в рамках безвизовости есть практика введения особого режима – который можно ввести на 10 дней, или, например, на две недели.

Вообще, отмена безвизового режима – это долговременное средство. Сомнения правительства понятны. Резко осложнится жизнь восточных и южных областей – ввиду возможности ездить в Россию. Будет ли это выгодно нам – спрогнозировать нетрудно. Давайте просто посчитаем – кого больше работает: россиян в Украине, или украинцев в России? Соотношение где-то 1:100. Там 2 млн., а здесь, к примеру, 20 тысяч. В оценке, кто больше пострадает, исходить нужно из этих цифр.

По вопросу въезда по загранпаспортам – это не нарушит безвизового режима, а только несколько осложнит его. Но, если это вводится с целью оградить страну от некоторых групп людей, то именно те, кого видеть здесь не хотят, как раз имеют загранпаспорта. А у многих наших гастарбайтеров, которые работают в РФ, этих паспортов нет.

Если Украина предполагает, что сюда присылают людей со специальной миссией, то загранпаспорта точно не осложнят их въезд. Потому что нет проблемы быстро получить загранпаспорт, ни в Украине, ни в России.