25.04.2014 09:00
Внутриполитические соображения Путина по отношению к Украине на самом деле были одними из основных при принятии решений по аннексии Крыма и по вторжению российских диверсантов в Восточную Украину. Но, честно говоря, одной из главных причин российской агрессии были психологические факторы. Дело все в том, как сказал еще Черчилль, что россияне не перед чем так не склоняются, как перед грубой военной силой. И у них присутствует восприятие себя как второй нации после американской – то есть у них развит комплекс неполноценности перед американцами и комплекс высокомерности над всеми другими, у кого нет бомбы или бомба не такая большая, как у них.

Поэтому для них украинцы, которые оказались не тупыми «саложерами», а которые во время Евромайдана продемонстрировали мужество, отвагу, решение и самопожертвование, порвали имперский шаблон. А для того, чтобы возобновить этот шаблон, россиянам нужно было унизить украинцев – забрать Крым, дестабилизировать восток Украины – все сделать для того, чтобы в большей части опять развить у нас комплексы.

Скорее всего, объективным интересам России вся эта история не соответствует, потому что сейчас она демонстрирует свою неконкурентоспособность. В Европе, для примера, на сегодняшний день идет увеличение экономики, а в России – падение (за первый квартал 2014-го года – минус 0,5%). Российское правительство говорит о так называемой технической рецессии в ближайшие два квартала. В то время, когда в США и в Европе экономика растет (про Китай мы вообще не говорим, потому что там за последние несколько лет, с 2008 года, экономика пошла вверх, и если раньше российская экономика была в четыре раза меньшей, чем китайская, то сейчас в пять), в России она подрывается.

Но есть еще и психологический момент, о котором я говорил выше. Россиянам, в том числе и себе, нужно показать, до чего доводят революции. Потому что если в Украине в 2004 году была мирная революция, то, чтобы напугать российское руководство, ее нужно сделать кровавой. И теперь она для того, чтобы такая мирная революция больше не повторилась, делает Евромайдан кровавым и пытается унизить Украину отторжением Крыма и давлением с разных сторон. Это все делается, с одной стороны, для того, чтобы психологически себя успокоить, а с другой – чтобы показать российскому народу пример того, до чего доводят революции.

В России таких революций, как у нас, основанных на принципах достоинства, не бывает, потому что в Украине основные революции начинаются тогда, когда людей начинают унижать. А в России революции начинаются с двух причин: или идет раскол в середине верхушки власти и одна часть элиты начинает уничтожать другую с помощью механизмов революции, или когда резко падает уровень жизни людей (это мы помним по бунтам Разина, Пугачева, Первой мировой войне и падению Советского Союза). Россия от Украины отличается тем, что там происходят чревоугодные революции, материальные, если хотите. И история в который раз это доказывает.

Поэтому российский долгоиграющий тренд на уменьшение экономической мощности России, который она сама сейчас формирует своей атакой на Украину, в итоге может навредить ей самой.

Все уже поняли, что Россия, как сказал Маккейн, – это большая бензоколонка. И для того, чтобы продлить ее ресурсы, она сейчас начинает очень серьезно присматриваться к Северному Ледовитому океану. Там проводятся учения российских военных, бурения – таким образом они пытаются застолбить свою территорию. Россия, если разобраться, по-серьезному не вкладывается в науку, обучение, а вкладывается в экстенсивные вещи, которые можно захватить и истощить, типа нефти или газа. Потому что когда закончится нефть, нужно будет опять что-то продавать – поэтому им нужна Арктика, чтобы добыть нефть на шельфе. А это демонстрация того, что российское правительство признало свое бессилие, и это был бы шанс изменить российских граждан, потому что Россия сейчас грамотно и технически идет в пропасть.