Призрак Святой Руси
30.06.2009 07:21
...с особым нравом народы и нарекают себя. Безусловно, в каждом названии присутствует определённая доля самохвальности и идеализации, но без них невозможно представить народоустройства.

«Россия, Украина и Беларусь –
это и есть Святая Русь!»

Преподобный Лаврентий Черниговский


Самоназвания – суть самоощущения

Со школы помним о словосочетании «Прекрасная Франция». Под стягом «За Прекрасную Францию» Орлеанская дева Жанна д`Арк сплотила терпящее бедствие в Столетней войне французское королевство. Что могла прекрасного углядеть безграмотная селянка в стране, разоренной бесконечными поражениями в войне с Англией? Однако для французской воительницы, разговаривавшей с тяжелым немецким акцентом, её Франция была Прекрасной, таковой она её ощущала.

Англичане назвали свою державу «Великой Британией». Империя, которую соорудили огнем и мечом динамичные англо-саксы, и действительно была великой. Хотя от колонизаторских способностей бриттов народы, подпавшие под пяту «Лондона щепетильного», совершенно не были в восторге.

Германию с XVI века частенько величают «ученой Германией». Однако ученость её церковных реформаторов во главе с Мартином Лютером стоила немецким самостийным герцогствам 2/3 населения из-за Тридцатилетней войны, которую спровоцировали безответственные теософы. От их мятежной зауми тьма кровавой междоусобицы на весь XVI век опустилась на германские земли. И только к середине 19 века немцы очухались и, наконец, смогли объединиться в единое государство.

«Свободная Америка» – тоже знакомое словосочетание. Однако свобода в самой свободной стране подразумевалась лишь для пришлого белого населения. Коренных жителей Северной Америки свободолюбивые охотники за скальпами извели на корню.

Протестанты, а они составляли основную массу переселенцев в Новый свет, ощущали себя детьми Израилевыми, прибывшими в «Землю обетованную», заселенную дикими язычниками. И действовали они согласно кровавому предписанию Ветхого завета, который чтили наравне с Новым заветом. А что жестокосердный Бог Ветхого завета повелел сделать с язычниками, отказавшимся отдать свою землю во владения пришельцев, хорошо ведомо: «А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их: не оставили из них ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу своему…» (Нав. 11, 14-16).

И с негров «вильна» Америка сняла ярмо рабства лишь в 1870 году. Но ещё 100 лет афроамериканцы продолжали бодаться с властями за равноправие в своей стране. Только убийство в 1968 году Нобелевского лауреата, баптистского чернокожего проповедника М.Л. Кинга окончательно переломило ситуацию в их пользу.

«Свята Русь» – конец и вновь начало?

Русичи нарекли территорию своего проживания «Святой Русью». Это отнюдь не гордыня, не замах на самосвятость. Чего-чего, а самокритичности у православных всегда было сверх разумной меры. Потому русский народ не государство нарек «Святой Русью», на манер латинянам, обозначившим свою державу «Священной империей», а именно народную жизнь, принявшую сердцем и душой христианство. Православный образ миропонимания оказался «впору» сущности восточных славян. Даже название жителей Руси вобрало в себя христианство (крестьянин от христианин).

Разумеется, у русского народа доставало отрицательных черт, так же как и у других этносов, потому «Святая Русь» не есть жизнь святого народа: история Русского Народа есть сказание о его грехах; но не только о них. Основной чертой его, определившей и давшей право на имя "Святой Руси", была и есть верность правде: человек Святой Руси грешит, но не лжет, и потому знает, куда и к чему надо возвращаться, когда согрешил и упал», – пояснял известный богослов Петр Сергеевич Лопухин.

«Святая Русь» берет начало во времена расцвета Киевской Руси, и окончательно укореняется в XIV веке, в быстро набиравшей силу правопреемнице «матери городов русских» - Москве.

С середины XII века явственно обозначился упадок Южной Руси с центром в Киеве. О причинах этого явления историки до сих пор спорят. Но как будто предчувствуя роковую беду с Востока, начался постепенный исход русских князей и народа в слабозаселенную лесистую северо-восточную часть Руси. Русь Киевская постепенно перетекала в Русь Владимирскую. В конце XII века и митрополит Киевский перевел свою резиденцию во Владимир. Нашествие монголов довершило упадок Киева во всех отношениях: культурном, экономическом и политическом. Территория изначальной Руси опустела до такой степени, что примерно с 1275 года золотоордынские ханы махнули на эти территории рукой и перестали выдавать ярлыки на княжение в Киеве, ибо дань собирать было не с кого. И ничейная пустошь в 1362 году без особых катаклизмов отошла к Великому княжеству Литовскому. Киевская Русь превратилась в предание «старины глубокой». Но она успела передать историческую эстафету Владимирской Руси.

Северо-восток Руси (в летописях эту территорию иногда называли Залеской украиной. Ударение на «а») с середины XIV века стал набухать пассионарностью. «Дачный» поселок Владимирских князей Москва превратилась в собирательницу русских земель. Концепция «Святая Русь» оказался совершенно в русле политики Московского княжества, взявшегося за историческую миссию – на обломках некогда славной Киевской Руси воздвигнуть новое могучее русское государство.

Две сотни монастырей, накрывших к XV веку русскую равнину густой сетью, создали особый строй мирской и духовной жизни, аналога которому не было в мире. Подобно магнитному полю, духовная энергия монастырей насытила пространство мощным генетическим потенциалом, позволившим малому 3-миллионному народу сделаться этносом-исполином, шедшему шесть веков от победы к победе, расширяя границы своей империи и скрепляя единство не «железом лишь и кровью», а гораздо чаще дружеским отношениям к инородцам. Православная империя, что бы о ней ни сплетничали западные «друзья» и местные умники, не имела своих индейцев и негров.

Ощущение святости определенным образом сказывалось и на характере народа и его правителей. Нравы на Руси были несопоставимо мягче европейских. Самому суровому царю за всю историю государства Российского Ивану IV, прозванному впоследствии народом Грозным (заметим, не Кровавым или Лютым), не нашлось места на монументе «Тысячелетие России», установленному в 1862 году в Новгороде. На его барельефах отобразили 109 русских исторических деятелей, начиная с датского конунга Рюрика. Но харизматичному Ивану Васильевичу, покончившему с боярской вольницей, местным сепаратизмом, создавшим государство, вышедшее далеко за пределы исторической Руси, потомки не простили 3-4 тысяч человек (в этом пределе историки ломают копья о тирании самодержца), казненных по повелению царя-батюшки. Хотя в свой век Иван имел пример ужасов инквизиции и патологической кровожадности правителей в европейских государствах, не сопоставимых с царскими репрессиями.

В одной Голландии заправлявшие там испанские короли-головорезы Карл V и Филипп II, которые жили в одно время с царем, публично с каннибальской изощренностью казнили около 100 тысяч человек. Причем из этого числа 28540 человек подверглись сожжению на костре как еретики.

И православные священнослужители в сравнении с католическими коллегами являлись агнцами. На Руси вообще слабо были знакомы с таким видом публичной казни, как сожжение на костре. В 1504 году после пятнадцатилетней острой дискуссии Русская Церковь едва решилась на казнь через сожжение девятерых сторонников «ереси жидовствующих», чем предотвратила гражданскую войну. К тому времени в Европе уже 25 лет не было дня, чтобы не проводились аутодафе.

Смертельный удар по идее «Святой Руси» нанес Петр Великий, с болезненной страстностью увлекшийся модернизацией страны по западным лекалам. Со времен Петра I Церковь в России не могла ни собирать Соборы, ни избирать Предстоятеля. С 1721 г. во главе Русской Церкви стоял Святейший Синод, члены которого назначались по указу императора. По инерции страна ещё развивалась 300 лет, с каждым столетием теряя энергию созидания. И к 1917 году окончательно выдохлась вместе с разложением до невероятной степени правящей элиты и, чего греха таить, православного клира. О последнем ещё будет время поговорить.

Но как «не стоит село без праведника», так и государство невозможно без цементирующей его идеи. На смену доктрине «Святая Русь» и её развития «Православие. Самодержавие. Народность» пришла доктрина социальной справедливости, внедренной в общество большевиками. Главным своим постулатом – «от каждого по способностям, каждому по труду» - социалистический принцип не входил в противоречие с концепцией «Святой Руси», потому имел отклик у значительного большинства населения.

Практика этого принципа помогла России - Советскому Союзу совершить беспрецедентный технологический рывок, сокрушить самый жестокий натиск Запада без церковного благословения (не следует забывать, что многие деятели Зарубежной Русской Православной Церкви поддержали агрессию Гитлера) и построить вторую по экономической и военной мощи империю.

Вместе с тем большевики заложили мину под единство русских народностей, позволив своим украинствующим коллегам принудить население, проживающее на древнерусских землях, отказаться от русского имени.

Мина взорвалась, когда СССР от выпавших испытаний надломился. К власти пришли откровенные ренегаты и свернули социалистический проект. На смену ему выписали из-за океана «светоносный» либерализм с оскалом «общечеловеческих ценностей» в два ряда: наркоманией, проституцией, преступностью, эпидемиями болезней, про которые в совдепии или не слыхивали, или порядком подзабыли.

Смена имени - это не пустяковое мероприятие, т.к. за этим обязательно следует смена духовных и мировоззренческих ориентиров, грубый, за гранью шизофрении, пересмотр собственной истории в угоду установкам на искусственное создание новой нации.

Вкусив общечеловеческих прелестей, значительная часть населения независимых новоделов почувствовала ностальгию по Красной империи. Причем ностальгию не по тому, каким был советский социализм (а он был всяким, хотя в последние свои 20 лет – до середины 80-х годов – выглядел очень прилично во всех отношениях), а ностальгию по тому, каким он мог быть, не окажись у власти негодяи, мечтавшие о безответственной, но вкусной жизни за счет народа.

Призрак «Святой Руси»

Православная Церковь, ныне пребывающая в грехе раскола, тоже поняла, что либерализм - явно дорога не к Храму. А вновь вспыхнувшая религиозность населения оказалась нестойкой перед полчищами западных пастырей из тоталитарных сект, ринувшихся проповедовать на просторы исторической Руси. Да и религиозность новой элиты, это прекрасно понимают церковные иерархи, скорее от лукавого, нежели от сердца. Их пафос возврата к вере уходит в колокольное пустозвонство и присутствие «подсвечниками» на молебнах. После демонстративного стояния в церквях сильные мира сего и обычные миряне предаются греху с такой страстью, которая неведома была для граждан самой атеистичной страны мира. Грехопадение общества продолжается, не убавляя темпа.

Потому батюшки Русской Православной Церкви пытаются извлечь на свет божий из запасников подернутую тленом идею «Святой Руси». «Россия, Украина и Беларусь – это и есть Святая Русь!» – с этим девизом Патриарх Кирилл и прибудет в Киев в конце июля.

Время покажет, сумеют ли религиозные деятели вкупе с политическим руководством России в современных условиях вдохнуть жизнь в доктрину вековой свежести.

Однако надо напомнить, что «Святая Русь» не пустой звук и память о ней ещё сто лет назад тлела в глубинах народного сознании, вырываясь наружу огнем самопожертвования. Мало кто теперь знает, за трипольскими черепками разве упомнишь, что идея «Святой Руси» даже в начале XX века поднимала народ Западной Украины на борьбу за сохранение своей русскости. Священомученник Максим Горлицкий (Сандович), расстрелянный в 1914 г. австрийскими жандармами, за то, что проповедовал Православие, стал духовником движения за возвращение в Православие Западной Украины. Тогда методом геноцида австрийские власти истребили русофильское движение. Из 3,5 млн. русинов подданных Австро-Венгрии было расстреляно, повешено, замучено в концлагерях более 160 тыс. (3 тыс. православных священников). Количество русинов, погибших во время принудительной депортации в глубь Австро-Венгрии, не поддается учету, но, во всяком случае, речь идет о нескольких десятках тысяч человек: детей, стариков, женщин. Потери русинов эквивалентны 10 млн. чел. для 180 млн. Российской империи того времени. Это в 4 раза больше, чем Россия потеряла погибшими за три года Первой мировой войны. До сих пор русины так и не восстановили свой генофонд. Потому прежде чем мостырить памятники австрийскому императору Францу-Иосифу, надо озаботиться изучением собственной истории. А то получается, как фильме: «Тут помню, а тут не помню!».

Сам отец Максим вел себя на казни в высшей степени мужественно. После того, как в него выстрелили в первый раз, крикнул в лицо палачам: «Да живёт Святое православие! Да живёт Святая Русь!». Не напоминает ли это гоголевского Бульбу?

«Святая Русь» не была мистификацией Церкви, а была объединяющей идеей русского мира, к которому, как бы не хотелось «вышиванкам в шароварах», относится и Малороссия, переименованная отщепенцами на польский манер в Украину.

Русины не забыли свою историю. Надо и другим вспомнить её. Вспомнить, что мы, теперь уже украинцы, есть ветвь Российского суперэтноса. Мы являемся потомками тех, кто творил великую историю «Святой Руси».