Фантаст истории-2
28.10.2005 23:29
Продолжение. Начало читайте здесь


"Голова, - пишет об антропологическом типе украинцев Михаил Сергеевич, - і абсолютно, і в відносинах до зросту - невелика (теж і внутрішність черепа), чоло і ніс теж, нижня третина лиця має в порівнянні більші розміри. Иноді помічаються досить високі, випуклі щоки і широкий відступ межи очима, трохи низьке перенісє..."
(М. Грушевський. "Історія України-Руси", т. I, с. 559).

Оставим на совести автора портрет этого щекастого малоголового субъекта. Лично я не верю, что мои соотечественники такие. Конечно, в семье не без урода. Но неужели это наш "фізичний тип"? И даже если так, зачем было объяснять, что при небольшой голове невелика и внутренность черепа? Неужели не ясно, что мозг никак не может быть больше черепной коробки? Даже у академика!

Создается впечатление, что, открыв "украинские племена", Грушевский при случае не забывал над ними насмехаться. Иногда даже своих современников он принимал за нечто вроде этих племен. Так, скажем, в написанной "по мотивам" "Истории Украины-Руси" упрощенной "Иллюстрированной истории Украины" под номером 21-м размещена карта, названная "Наш край около 500, года до Р. Х." На ней вдоль правого берега Днепра Грушевский поместил племя "андрофагов". В принципе, безобидная шутка. В отличие от академика, окончившего со скрипом классическую гимназию, большинство украинцев тогда не имели возможности проштудировать курс древнегреческого. Название "андрофаги" им ничего не говорило. Так, непонятное научное слово. Между тем на языке соотечественников Гомера оно означает - "людоеды". Как после этого прикажете понимать фразу академика из той же "Иллюстрированной истории": "Можно думать, что упоминаемые Геродотом племена нервов и андрофагов - это славянские племена..." Получается, славяне и людоеды - одно и то же?

"Иллюстрированная история" предназначалась будущим председателем Центральной Рады широким массам. Так не насмехался ли он, попросту говоря, над ними? Над их неспособностью понять, что означают эти "андрофаги" на самом деле? Можно такое предположить? А почему бы и нет! "Лукавий, хитрий був дідок", - скажет о Михаиле Грушевском украинский поэт Александр Олесь. И будет прав.

Ведь в мемуарах в числе прочих есть и такая фраза: "Прийняв парад, привітав се людське стадо, послане на заріз, поцілував ікону - полкову святиню, котру мені показали".

Ясное дело, что для масона Грушевского (масонство свое он не скрывал) икона - никакая не святыня. В лучшем случае - суеверие. Но почему бы и не поцеловать, если толпа верит в нее?

"А що я міг зробити?" - оправдывается Грушевский. Действительно, что? Неужели отойти в сторону, когда власть сама буквально прет в руки?

Но до этого, до фантастического помешательства 1917 года, еще далеко. А пока молодой циничный бородач всего лишь открывает свои "племена". И это был действительно выдающийся, говоря современным языком, пиар-ход!

Впрочем, открыл их Грушевский просто - с помощью обычного переименования. В VI веке нашей эры готский историк Йордан упомянул, что между Днестром и Днепром живут племена антов. Другой историк того же времени - византиец Прокопий Кессарийский - добавил, что анты и славяне один и тот же народ с "простым и варварским языком", "не отличаются они друг от друга и внешним видом". Этих-то "антов" свежеиспеченный завкафедрой и объявил "украинским населением", которое, по его словам, иностранцы хвалили "за искренность и приветливость". Что это была за "приветливость", можно судить, если почитать не Грушевского, а действительно современных антам очевидцев. Тот же Прокопий Кессарийский пишет: "Иллирик и всю Фракию, включая и Элладу, гунны, склавины и анты разоряли, совершая набеги каждый год, и творили страшное зло тамошним людям. Думаю, при каждом вторжении оказалось больше чем 200 000 погубленных и захваченных там в рабство ромеев. Действительно скифская пустыня наступила в той земле..." Иоанн же Эфесский в "Церковной истории" попросту назвал их "проклятым народом", который "опустошает, сжигает и грабит страну".

Естественно, анты ничего не могли ответить Грушевскому, так как давно исчезли со света. А то бы раздели кабинетного теоретика догола, по своему варварскому обычаю. Не могли ответить и новооткрытые "украинские князья" Олег, Игорь и Рюрик - основатели Руси, по происхождению не являвшиеся даже славянами. Автор "Повести временных лет" уверенно называл их варягами - то есть норманнами, викингами. Грушевскому через тысячу лет вопрос виделся совсем иначе, а потому он попросту заявил, что в это "нелегко поверить", никак не аргументируя свои выводы.

Странно, отчего такое недоверие поразило молодого профессора? Ведь в то самое время, когда варяг Олег захватил Киев, его соплеменники основывали свои государства по всей Европе - вплоть до Италии и Британии. Молитва "Избави Боже нас от норманнов" считалась самым

популярным публицистическим произведением, а отдельные, наиболее шустрые из этих северных проходимцев умудрились добраться даже до Америки. На фоне таких подвигов основание какой-то там Руси - так, мелочь... Частная подробность, малозаметной деталью вписывающаяся в общую картину эпохи. Но беда Рюриковичей была в том, что они приходились дальними родственниками успешно правившим в России во времена Грушевского Романовым. А потому их репутацию следовало максимально подмочить - объявить небылицей, выдумкой, посмешищем,"украинскими князьями". Если бы было нужно, Грушевский обозвал бы их даже зулусами готтентотами. Но этого пока не требовалось. Скандал и без того получился замечательный. Ученый Петербург взвыл от этой наглости.

"Императорско-королевский профессор" Львовского университета справедливо рассудил, что чем фантастичнее будет выдумка, тем скорее ее заметят. Втайне он, наверное, считал недалекими и Петербург, и Вену, и Габсбургов, и Романовых, геополитические амбиции которых позволяли ему так успешно наживаться за счет своей шутовской истории. Продавая байки об "украинских племенах", Грушевский строил вполне реальный гигантский дом в Киеве на улице Паньковской буквально в двух шагах от вокзала и отнюдь не собирался расставаться с российским паспортом. Но даже он не мог предположить, что из всего этого выйдет. Будучи пешкой на гигантской политической доске Европы, Грушевский казался в своих глазах значительной фигурой. Он так лихо двигал Рюриками и Олегами на бумажных страницах, что даже не заметил, как история движет им самим. И если бы кто-то ему сказал, что Первая мировая война, которую и он с завязанными глазами посильно готовит, не ведая, что творит, все-таки начнется, что ни Австро-Венгерской, ни Российской империй скоро не будет на карте, что некуда будет приходить за жалованьем, что большевистский снаряд снесет собственный киевский профессора Грушевского дом, что продолжатели исторических фантазий автора "Истории Украины-Руси" доведут их до абсурда, приписав "древним украм" все, вплоть до создания египетских пирамид, он попросту рассмеялся бы в своей обычной, отстраненной от реальности манере.

Продолжение следует
Олесь Бузина
Киевские Ведомости