Библейской дорогой. Часть 2
28.11.2008 08:30
...3700 ступеней. Места там очень красивые. Тропа выводит прямо к монастырю.

Начало читайте ЗДЕСЬ.

Спать не хотелось вовсе. Усталость не чувствовалась. Днём мы отправились в долину Фола к пещере Иоанна Лествичника.

Рядом с пещерой, которая теперь закрывается, стоит храм в честь Иоанна Крестителя примерно Х века. Иоанн Лествичник получил своё имя в честь своего небесного покровителя Иоанна Крестителя. Пейзаж в этой долине такой же: слева и справа горы, повсюду нагромождение валунов и камней, растительности почти нет, жаркое солнце, но в то же время и приятный сквознячок - долина хорошо продувается.

Пещера святого Иоанна Лествичника

По пути в Шарм Эль Шейх мы заезжали ещё в два монастыря и купались в источнике Моисея. О нашем пребывании в Шарм Эль Шейхе я почти ничего говорить не стану. Это молодой курортный город на берегу Красного моря. Он нужен был нам только для ночлега.

Каир

Путь к Каиру лежал почти через весь Синайский полуостров, так что было вдоволь времени налюбоваться пустыней, по которой Моисей сорок лет водил еврейский народ, выводя его из египетского рабства. Мы пересекли Суэцкий канал через тоннель под ним и оказались на африканском континенте.

Каир – город очень колоритный, но этот колорит страшен. Его спальные районы – это сплошные недостроенные дома (дело в том, что если дом недостроен, то за него не надо платить налог).

Недостроенные кварталы Каира

Сам город очень грязный. Движение на дорогах в нём очень беспорядочное: одной рукой водитель держит руль, другой давит на клаксон. Практически все легковые машины там изрядно помяты: если машины задевают друг друга, то редко кто выясняет отношения, на это просто не обращают внимания и едут дальше. Автобусы, трамваи и электрички, кажется, те же, что ездили там в 40-50-е годы. В иных просто нет стёкол, да и не надо: Африка всё-таки!

В центре города находится мусульманское кладбище. Это целый город. Но главное вот в чём. Какое-то время назад в город пришли беженцы (уж не помню откуда). Селиться им было негде, и они поселились прямо на этом кладбище. Их обещали разместить в человеческих условиях, но, видимо, обещания не выполнили. Вот они и живут на этом кладбище по сей день. Причём прямо на кладбище есть школы и магазины. Это в буквальном смысле слова – город.

Дальше наш гид повёз нас в город мусорщиков. Внимание! В этом страшном квартале с улочками шириной в 2-3 метра живут копты-христиане. В этот квартал свозят мусор со всего Каира. Копты занимаются его сортировкой (копты – это потомки коренных египтян).

На ночлег мы остановились в гостинице на берегу Нила. Из окна номера открывался вид на Нил и на город. На следующий день мы посетили два монастыря в пустыне в стороне от Каира: монастырь Павла Фивейского и монастырь Антония Великого и его пещеру.

В тот же день мы вернулись в Шарм Эль Шейх, а на следующий день вернулись в Израиль. Ненадолго остановились в городе Эйлат. Это курортный город. Экскурсовод завёл нас на ювелирную фабрику, где выпускают украшений из эйлатского камня, проще говоря, местного малахита. Вся наша группа, кажется, оставила там целое состояние.

Израиль

Довелось побывать на Мёртвом море. Там всё так, как рассказывают: ложишься на воду и лежишь себе как хочешь. Главное, чтобы вода в глаза не попала. Я её пробовал на язык: жжёт. Досиделся я в Мёртвом море до того, что, простите за подробность, стало жечь в интересных местах. Благо, на пляже есть пресный душ.

Итак, Израиль. В Вифлееме мы были на литургии в храме Рождества. В этом храме есть пещера, в которой алтарь находится на том месте, где родился Иисус. Место это обозначает звезда.

Вифлеем

В Хевроне мы посетили русскую духовную миссию, на территории которой находится Мамврийский дуб, где произошла встреча Авраама с тремя ангелами. Эту встречу изобразил Андрей Рублёв на своей знаменитой «Троице».

Мамврийский дуб

В Вифании мы спускались в пещеру, где был похоронен, а потом воскрешён Иисусом Лазарь. Совершили омовение в водах Иордана, купались в Галилейском море (оно же Тивериадское или Генисаредское озеро). Рядом с Иерихоном находится гора искушений, где сатана искушал Иисуса. Гора высокая. К ней как бы прилеплен греческий монастырь, через который лежит тропа к вершине. Гора эта находится в Иудейской пустыне. Мы поднялись на неё. Солнце жгло нещадно. Думаю, что температура была градусов пятьдесят. На вершину мы взобрались совершенно очумевшие. С горы в две стороны открывается два вида: в одну сторону – мёртвая горная Иудейская пустыня с камнями и песком, с другой стороны – цветущая долина. На этой горе Христос провёл в посте и молитве 40 дней. Мы там выдержали едва час.

Вход в могилу Лазаря в Вифании

Следующие три дня мы провели в Иерусалиме. Старый город, окружённый стеной времён османского завоевания, разделён на четыре квартала: христианский, иудейский, армянский и арабский. Гулять во всех кварталах там можно совершенно спокойно в любое время суток, что я с удовольствием и делал. Хотя надо сказать, что в арабском квартале, где шумно, людно и грязно, я чувствовал себя не вполне уютно. Дома в старом городе сложены из белого камня. Улочки узенькие. В первый день мы прошли по дороге скорби – пути Спасителя к месту распятия. Побывали на русском Александровском подворье, что рядом с Храмом Воскресения Господня, и, конечно, поклонились Гробу Господню. Сам храм Воскресения разделён между православными греками, католиками, армянами и коптами. Там есть своё расписание, и каждая церковь проводит богослужения у кувуклии, где расположен Гроб Господень. В том же Храме Воскресения есть и Голгофа – место распятия, под которой расположена пещера Адама. От места распятия к этой пещере вертикально вниз идёт трещина, возникшая в результате землетрясения, когда распяли Спасителя. На этой трещине стоит датчик. Ширина трещины не меняется. Кровь Христа по этой трещине попала на череп Адама. Если вы зайдёте в любой православный храм, то увидите там распятие, под которым изображён череп Адама. Действительно, Христос был распят на том месте, где был похоронен Адам.

Храм Гроба Господня

На следующий день мы снова гуляли по старому городу. Посетили гробницу царя Давида. Это удивительный трёхъярусный храм: первый ярус, где находится гроб Давида, принадлежит иудеям, второй ярус - христианам и - третий мусульманам, так как и те, и другие, и третьи почитают Давида.

Были мы и у стены Плача. Она представляет собой одну из сторон основания храма Соломона, который так хотят восстановить иудеи. Но на месте храма сейчас стоят две мечети. Чтобы восстановить храм, надо снести хотя бы одну из них. Из-за этого и весь сыр-бор. В Иерусалиме, особенно в арабском квартале, днём и ночью на каждом перекрёстке стоят израильские полицейские с автоматами. Именно поэтому по городу можно гулять в любое время суток.

Стена Плача

Сейчас я болен. Отец Владимир, с которым мы общались в Русской духовной миссии в Хевроне, сказал, что после первого посещения Иерусалима у паломника возникает иерусалимский синдром: хочется вернуться туда. И так продолжается довольно долго. Но однажды человек просыпается утром у себя дома, идёт в свой приходской храм и там вдруг понимает, что в этом храме Бога не меньше, чем в Иерусалиме. Умом я это и сейчас понимаю, но сердце запаздывает. Я ещё брожу по узким улочкам Иерусалима, заглядываю в сувенирные лавки, стою на литургии в храме Воскресения Господня...